Загорецька, Олена Ярославівна2011-02-232011-02-232011Загорецька О. Я. Формування цін виробників машинобудівної продукції : автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук : 08.00.04 – економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності) / Олена Ярославівна Загорецька ; Національний університет "Львівська політехніка". – Львів, 2011. – 23 с. – Бібліографія: с. 17–20 (22 назви).https://ena.lpnu.ua/handle/ntb/7540Разработано теоретические положения и практические рекомендации относительно формирования цен производителей машиностроительных предприятий. Объектом исследования является процесс ценообразования на машиностроительном предприятии. Предметом исследования  методы формирования цен производителей в машиностроении. В первом разделе “Теоретико-методические основы формирования цены продукции предприятия” проанализировано цену как экономическую категорию и методы ее обоснования; основные методы моделирования и исследования ценовой политики предприятия; современные методы планирования и моделирования составных элементов цены. Результаты теоретических исследований дали возможность установить главные подходы к формированию цены на продукцию предприятия. Установлено, что при изменении критериев, относительно которых производится распределение добавочных непрямых расходов, изменяется уровень прибыли разных видов продукции, а соответственно и приоритетность их изготовления. Особенность предложенного подхода к формированию цены продукции предприятия заключается в том, что в методологическом плане он основывается на двух классических методах – трудовой теории стоимости и маржинализме. Только результат этих подходов развиваются до возможности их применения на конкретном предприятии. Обосновано необходимость применения первичного, вторичного и модифицированного ценовых пространств для исследования и обоснования цены продукции. Во втором разделе “Анализ факторов ценовой политики машиностроительных предприятий” выполнен анализ показателей деятельности машиностроения для установления тенденций развития и обоснования значения нормальной прибыли; осуществлен анализ основных ценообразующих факторов продукции предприятий, которые состоят из таких главных элементов: обоснование нормальной и экономической мощности предприятия; исследование амортизации как элемент цены и механизм регуляции показателей деятельности предприятия; предложены методы исследования ценового пространства и обоснования значения нормальной прибыли предприятия, а также нормы прибыли. Установлено, что для определения “нормальной цены” продукции необходимы методы расчета таких показателей: нормальной мощности предприятия, нормальной себестоимости продукции и значения нормальной прибыли. Расчет этих всех показателей предложено в трехмерном ценовом пространстве. Для обоснования цены продукции предлагается использовать три вида мощности предприятия, которые рассчитываются с позиций менеджмента (максимальный выпуск продукции), экономики (получении нормальной прибыли) и маркетингa (определении усредненного спроса). Для определения нормальной себестоимости необходимо учитывать два наиболее сложных элементов: нормальную мощность предприятия, которая зависит от спроса, поскольку от этого показателя зависит нормативное (нормальное) значение условно-постоянных расходов и затрат основных ресурсов; определение значения амортизационных отчислений, так как их можно рассчитывать с использованием различных методов, но в цене необходимо учитывать одно конкретное значение. Поэтому предложен метод перехода от показателей ускоренной амортизации к равномерной. Установлено, что в экономической практике необходимо применять все три метода расчета амортизационных отчислений – равномерный, дигрессивный и прогрессивный, а во время кризиса самым эффективним является прогрессивный метод. Дается теоретическое обоснование расчета значения нормальной прибыли, которая зависит от сумы основных средств и их структуры. В третьем разделе “Обоснование цены производителя машиностроительного предприятия” предложено аддитивную и мультипликативную схемы ценообразования; обоснован метод формирования цен производителей машиностроительных предприятий; усовершенствовано обоснование цен производителей предприятия с учетом действия внутренних и внешних факторов. Понятие мультипликативной и аддитивной моделей ценообразования предложены, чтоб подчеркнуть определенные особенности, которые отмечаются или могут отмечаться в случае применения разных схем ценообразования в практической деятельности предприятий. Установлено, что традиционная мультипликативная схема ценообразования имеет тот недостаток, что при выполнении усложненных расчетов на длительный период образуются ошибки при определении значения экономической прибыли. Предложенная аддитивная схема ценообразования эти ошибки устраняет. Установлено, что при планировании цены продукции необходимо учитывать самые разнообразные факторы и економические процессы, которые непосредственно или косвенно влияют на ее величину. Это важно потому, что сама цена продукции также будет влиять на значительное количество экономических показателей и процессов. Обосновано, что главными причинами, которые отрицательно влияют на ценообразование машиностроительных предприятий, является то, что на предприятиях в структуре расходов значительные суммы приходятся на общепроизводительные и административные расходы. Предложенные схемы ценообразования позволяют определять цену продукции по разной номенклатурой изделий, и выполнять комплексное исследование сопутствующих процессов  расчет точек безубыточности и показателей экономической мощности, получения экономической и бухгалтерской прибыли и т.п., что осуществлять сиспользованием традиционных методов практически невозможно.Theoretical positions and practical recommendations are developed in relation to forming of price strategy of machine-building enterprise. Application of category vehicle of analytical economy is grounded for the design of price spaces and determination of cost of products. The chart of pricing, which action of internal and external factors is taken into account in, is offered. New approaches to interpretation of term are grounded “power of enterprise”. The theoretical-methodical bases of design of demand and supply are developed by the complex use of three types of powers. The method of determination of computation period of exploitation of basic facilities is offered for the accelerated depreciation. New methodical approaches to computation of cost of products, which are based on the ground of values of indirect (invoices) charges and income in composition of cost of products, are developed. The method of computation of “normal and “economic” incomes” is grounded at application of different charts of pricing. The method of forming of price strategy of machine-building enterprise, which is based on the use of aditivnoi chart of pricing and complex research of three types of power (from positions of management, economy and marketing) in three-dimensional price space, is offered. Розроблено теоретичні положення і практичні рекомендації щодо формування цінової стратегії машинобудівного підприємства. Обґрунтовано застосування категорійного апарату аналітичної економіки для моделювання цінових просторів і визначення ціни продукції. Запропоновано схему ціноутворення, в якій враховується дія внутрішніх і зовнішніх чинників. Обґрунтовано нові підходи до трактування терміну “потужність підприємства”. Розвинуто теоретико-методичні основи моделювання попиту і пропозиції шляхом комплексного використання трьох видів потужностей (організаційно-технологічної, економічної і нормальної). Запропоновано метод визначення розрахункового періоду експлуатації основних засобів для прискореної амортизації. Розроблено нові методичні підходи до розрахунку ціни продукції, які базуються на обґрунтуванні значень непрямих (накладних) витрат і прибутку в складі ціни продукції. Обґрунтовано метод розрахунку “нормального” і “економічного” прибутків при застосуванні різних схем ціноутворення. Запропоновано метод формування цінової стратегії машинобудівного підприємства, який базується на використанні адитивної схеми ціноутворення і комплексному дослідженні трьох видів потужності (з позицій менеджменту, економіки і маркетингу) у тривимірному ціновому просторі.uaцінапроцес ціноутворенняцінова політикафактори ціноутвореннянормальний прибутокекономічний прибутокнормальна потужністьнормальна цінаpriceprocess of pricingprice policyfactors of pricingnormal incomeeconomic earningsnormal powernormal priceценапроцесс ценообразованияценовая политикафакторы ценообразованиянормальная прибыльэкономическая прибыльнормальная мощностьнормальная ценаФормування цін виробників машинобудівної продукціїForming of prices of machine-building enterpriseФормирование цен производителей машинострительной продукцииAutoreferat