Mа­тя­шук, Валентина Петрівна2010-03-302010-03-302007Матяшук В. П. Створення й розвиток ліцеїв військового спрямування України ( 1991–2005 рр. ) : дисертація кандидата на здобуття наукового ступеня історичних наук : 20.02.22 – військова історія / Валентина Петрівна Матяшук ; Національний університет "Львівська політехніка". – Львів, 2007. – 21 с. – Бібліографія: с. 17 (4 назви).https://ena.lpnu.ua/handle/ntb/3010У ди­сер­та­ції на ос­но­ві ана­лі­зу дже­рел, на­яв­них спе­ці­аль­них праць, пуб­лі­ка­цій, влас­них спос­те­ре­жень і дос­лі­джень ди­сер­танта вис­віт­ле­но іс­то­рію ство­рен­ня і роз­вит­ку лі­це­їв війсь­ко­во­го спря­му­ван­ня Ук­ра­їни (1991-2005 рр.), роз­кри­ті го­лов­ні фак­то­ри, які впли­ва­ли на цей про­цес, виз­на­че­ні особ­ли­вос­ті здійснен­ня ор­га­ні­за­ції їх ді­яль­нос­ті, нор­ма­тив­но-пра­во­во­го, фі­нан­со­во­го, тері­аль­но-тех­ніч­но­го та кад­ро­во­го за­без­пе­чен­ня, уза­галь­не­но дос­від ді­яль­нос­ті цих зак­ла­дів за виз­на­че­ний хро­но­ло­гіч­ний пе­рі­од. Зміст ди­сер­та­ції роз­кри­то у чо­тирьо­х роз­ді­лах. Ав­то­ром та­кож на­да­ні про­по­зи­ції сто­сов­но ос­нов­них нап­рям­ків по­даль­шо­го роз­вит­ку лі­це­їв війсь­ко­во­го спря­му­ван­ня, покращення ефек­тив­нос­ті їх ді­яль­нос­ті.Дис­сер­та­ция пос­вя­ще­на ис­сле­до­ва­нию воп­ро­са соз­да­ния и раз­ви­тия ли­це­ев во­ен­ной нап­рав­лен­нос­ти Ук­ра­ины в ука­зан­ный хро­но­ло­ги­чес­кий пе­ри­од, осо­бен­нос­тей ор­га­ни­за­ции их де­ятель­нос­ти и обоб­ще­нию опы­та ра­бо­ты. Со­дер­жа­ние дис­сер­та­ции рас­кры­то в че­ты­рех раз­де­лах. В пер­вом раз­де­ле про­во­дит­ся ана­лиз на­уч­ной ли­те­ра­ту­ры и ис­точ­ни­ков по выб­ран­ной те­ме. Оп­ре­де­ле­но, что воп­ро­сы соз­да­ния, ста­нов­ле­ния и фун­кци­они­ро­ва­ния ли­це­ев во­ен­ной нап­рав­лен­нос­ти Ук­ра­ины от­дель­но во­ен­ной на­укой не изу­ча­лись. Име­ющи­еся тру­ды по­свя­ще­ны выс­шей во­ен­ной шко­ле. Проб­ле­мы, ка­са­ющи­еся ли­це­ев, в них зат­ро­ну­ты по­вер­хнос­тно, в об­щих чер­тах. Боль­шой ин­те­рес для про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ния пред­став­ля­ли выс­туп­ле­ния глав­ных ру­ко­во­дя­щих лиц Ми­нис­тер­ства обо­ро­ны и Ми­нис­тер­ства об­ра­зо­ва­ния Ук­ра­ины, на­уч­но-те­оре­ти­чес­кие и на­уч­но-прак­ти­чес­кие статьи на те­мы во­ен­но­го об­ра­зо­ва­ния, раз­лич­ные со­об­ще­ния в сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции о ли­це­ях во­ен­ной нап­рав­лен­нос­ти. Глав­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми ста­ли ма­те­ри­алы де­лоп­ро­из­вод­ства Де­пар­та­мен­та во­ен­но­го об­ра­зо­ва­ния и на­уки, а так­же ма­те­ри­алы де­лоп­ро­из­вод­ства са­мих ли­це­ев. Ис­поль­зо­ва­ние со­во­куп­нос­ти всех вы­ше­упо­мя­ну­тых ма­те­ри­алов по­мог­ло из­бе­жать од­нос­то­рон­не­го ос­ве­ще­ния со­бы­тий. Во вто­ром раз­де­ле ав­тор рас­кры­ва­ет фак­то­ры, сыг­рав­шие ре­ша­ющую роль при при­ня­тии ре­ше­ния о не­об­хо­ди­мос­ти соз­да­ния за­ве­де­ний до­ву­зов­ской во­ен­ной под­го­тов­ки в не­за­ви­си­мой Ук­ра­ине. Ими ста­ли, преж­де все­го, сло­жив­ши­еся ис­то­ри­чес­кие тра­ди­ции, по­сколь­ку на той час­ти тер­ри­то­рии Ук­ра­ины, ко­то­рая вхо­ди­ла в сос­тав Рос­сийской им­пе­рии, ус­пеш­но фун­кци­они­ро­ва­ли цар­ские ка­дет­ские кор­пу­са, ана­ло­гом ко­то­рых в со­вет­ский пе­ри­од ста­ли су­во­ров­ские во­ен­ные учи­ли­ща. Де­ятель­ность ка­дет­ских кор­пу­сов и су­во­ров­ских учи­лищ по­лу­чи­ла вы­со­кую оцен­ку сов­ре­мен­ни­ков, ибо бы­ло до­ве­де­но, что в де­ле под­го­тов­ки кан­ди­да­тов для пос­туп­ле­ния в выс­шие во­ен­ные учеб­ные за­ве­де­ния они пре­ус­пе­ва­ют го­раз­до бо­лее, чем обык­но­вен­ные шко­лы. Вто­рым фак­то­ром ста­ло на­ли­чие и ус­пеш­ная ра­бо­та ана­ло­гич­ных за­ве­де­ний за ру­бе­жом. Да­на об­щая ха­рак­те­рис­ти­ка ор­га­ни­за­ции де­ятель­нос­ти за­ве­де­ний до­ву­зов­ской во­ен­ной под­го­тов­ки Рос­сии, Бе­ло­рус­сии, Ка­зах­ста­на, Тур­ции, Фран­ции, ус­та­нов­лен по­ло­жи­тель­ный опыт их ра­бо­ты и воз­мож­ность его при­ме­не­ния в Ук­ра­ине. В третье­м раз­де­ле ис­сле­до­ван про­цесс соз­да­ния и ста­нов­ле­ния ли­це­ев, раз­де­лен­ный ав­то­ром на три эта­па на ос­но­ва­нии при­ня­тия важ­ных для их раз­ви­тия нор­ма­тив­ных ак­тов, и его нор­ма­тив­но-пра­во­вое обес­пе­че­ние. По­ка­за­но, что про­ве­ден­ное ре­фор­ми­ро­ва­ние на­чаль­но­го во­ен­но­го об­ра­зо­ва­ния не име­ло над­ле­жа­ще­го на­уч­но­го обос­но­ва­ния, не всег­да име­ло чет­кую прак­ти­чес­кую нап­рав­лен­ность и по сос­то­янию на 2005 год не в пол­ной ме­ре спо­соб­ство­ва­ло по­вы­ше­нию эф­фек­тив­нос­ти фун­кци­они­ро­ва­ния этих за­ве­де­ний. В чет­вер­том раз­де­ле дис­сер­тант рас­кры­ва­ет осо­бен­нос­ти ор­га­ни­за­ции учеб­но-вос­пи­та­тель­ной ра­бо­ты ли­це­ев, их ма­те­ри­аль­но-тех­ни­чес­кое, фи­нан­со­вое и кад­ро­вое обес­пе­че­ние, а так­же ис­сле­ду­ет ре­зуль­та­тив­ность их ра­бо­ты пу­тем ана­ли­за ито­гов пос­туп­ле­ния вы­пус­кни­ков ли­це­ев в выс­шие во­ен­ные учеб­ные за­ве­де­ния и ко­ли­че­ства ли­це­ис­тов льгот­ных ка­те­го­рий, ко­то­рые в них обу­ча­ют­ся. На ос­но­ва­нии про­ве­ден­но­го всес­то­рон­не­го ана­ли­за де­ятель­нос­ти ли­це­ев во­ен­ной нап­рав­лен­нос­ти ав­тор пред­ла­га­ет пу­ти даль­нейше­го их раз­ви­тия и по­вы­ше­ния ре­зуль­та­тив­нос­ти всех форм их де­ятель­нос­ти.The dis­ser­ta­ti­on is de­vo­ted to the qu­es­ti­ons of the cre­ati­on and de­ve­lop­ment of mi­li­tary se­con­dary scho­ols in Uk­ra­ine (1991-2005). This sub­ject is very im­por­tant to­day be­cau­se of Uk­ra­ine mi­li­tary re­forms. The dis­ser­ta­ti­on analyses the pro­cess of cre­ati­on of the first link of Uk­ra­ini­an mi­li­tary edu­ca­ti­on. It was in­ves­ti­ga­ted the fac­tors, which had an influ­en­ce on it. It analyses the ori­gins and de­ve­lop­ment of the pre-insti­tu­te mi­li­tary edu­ca­ti­on in the ot­her co­untri­es. The dis­ser­ta­ti­on gi­ves a ge­ne­ral descrip­ti­on of the­ir ac­ti­vi­ti­es. It de­fi­nes the po­si­ti­ve ten­den­ci­es which can intro­du­ce in­to prac­ti­ce of the Uk­ra­ini­an mi­li­tary se­con­dary scho­ols. The for­ma­ti­on of le­gis­la­ti­ve ba­se of the pro­cess cre­ati­on and functi­on of Uk­ra­ini­an pre-insti­tu­te mi­li­tary edu­ca­ti­on du­ring 1991-2005 ye­ars are con­si­de­red in the work. It analyses in ac­cor­dan­ce with adop­ted nor­ma­ti­ve-le­gal do­cu­ments to prac­ti­cal me­asu­res of ex­pan­si­on of the first link system of Uk­ra­ini­an mi­li­tary edu­ca­ti­on. The dis­ser­ta­ti­on gi­ves a ge­ne­ral descrip­ti­on of work of pre-insti­tu­te edu­ca­ti­on's scho­ols. It con­si­ders the qu­es­ti­ons in ac­cor­dan­ce with re­sults of the­se insti­tu­ti­ons' work. This is­sue isn't wor­ked out in to­day's mi­li­tary or pe­da­go­gi­cal sci­en­ce.uaлі­цеї війсь­ко­во­го спря­му­ван­нявійсь­ко­вий ліцейлі­цей з по­си­ле­ною війсь­ко­во-фі­зич­ною під­го­тов­коювійсь­ко­во-про­фе­сійна орієнта­ціявійсь­ко­ва ос­ві­таєди­на сис­те­ма війсь­ко­вої ос­вітили­цеи во­ен­ной нап­рав­лен­нос­тиво­ен­ный ли­цейли­цей с уси­лен­ной во­ен­но-фи­зи­чес­кой под­го­тов­койвыс­шие во­ен­ные учеб­ные за­ве­де­нияво­ен­ное об­ра­зо­ва­ниеди­ная сис­те­ма воен­но­го об­ра­зо­ва­нияpre-insti­tu­te mi­li­tary edu­ca­ti­onmi­li­tary se­con­dary scho­olmi­li­tary edu­ca­ti­onpre-insti­tu­te edu­ca­ti­on's scho­olsСтво­рен­ня і роз­ви­ток лі­це­їв війсь­ко­во­го спря­му­ван­ня Ук­ра­їни (1991–2005 рр.)Соз­да­ние и раз­ви­тие ли­це­ев во­ен­ной нап­рав­лен­нос­ти Ук­ра­ины (1991–2005 гг.)Cre­ati­on and de­ve­lop­ment of mi­li­tary se­con­dary scho­ols in Uk­ra­ine (1991–2005)Autoreferat