Browsing by Author "Кужда, Тетяна Іванівна"
Now showing 1 - 5 of 5
- Results Per Page
- Sort Options
Item Діагностування консалтингових проектів для машинобудівних підприємств(Національний університет "Львівська політехніка", 2018) Бортнікова, Мар’яна Григорівна; Кузьмін, Олег Євгенович; Національний університет «Львівська політехніка»; Кузнецова, Інна Олексіївна; Кужда, Тетяна ІванівнаДисертацію присвячено вирішенню наукового і прикладного завдання діагностування консалтингових проектів для підприємств. В роботі розвинуто типологію видів та концептуальну модель діагностування консалтингових проектів. Досліджено, систематизовано та проаналізовано фактори впливу на діагностування консалтингових проектів для підприємств. Удосконалено механізм ідентифікування впливів діагностованих консалтингових проектів на діяльність машинобудівних підприємств, який базується на декомпозиції системи управління, формуванні ідентифікаторів впливу проекту на задані об’єкти та розрахунку інтегрального вимірника впливу. Удосконалено метод управління діагностуванням результатів реалізації консалтингових проектів за рахунок впровадження елементів спіральної моделі. Удосконалено модель економічного оцінювання впровадження діагностованих консалтингових проектів. Вперше розроблено графічно-аналітичну модель діагностування результатів реалізації консалтингових проектів. The thesis is dedicated to the solution of the scientific task regarding the diagnosing of consulting projects for enterprises. The typology of species and conceptual model of diagnosing consulting projects are developed in the work. The factors influencing the diagnosis of consulting projects for enterprises are investigated, systematized and analyzed. The mechanism of identification of the influence of the diagnosed consulting projects on the activity of machine-building enterprises is improved, which is based on the decomposition of the management system, the formation of the project identification identifiers for the specified objects and the calculation of the integral impact meter. The method of managing the diagnosis of the results of the implementation of consulting projects through the introduction of the elements of the spiral model has been improved. The model of economic evaluation of implementation of diagnosed consulting projects has been improved. For the first time a graphical-analytical model for diagnosing the results of the implementation of consulting projects was developed. Целью исследования является разработка теоретико-методологических и методико-прикладных основ диагностирования консалтинговых проектов для машиностроительных предприятий. Для достижения указанной цели в работе установлены и решены следующие задачи: развить типологии видов диагностирования консалтинговых проектов для предприятий и факторов влияния на диагностирование консалтинговых проектов для предприятий; развить концептуальную модель диагностирования консалтинговых проектов для предприятий; усовершенствовать механизм идентификации влияния диагностированных консалтинговых проектов на деятельность машиностроительных предприятий; усовершенствовать метод управления диагностикой результатов реализации консалтинговых проектов за счет внедрения элементов спиральной модели; усовершенствовать модель экономической оценки внедрения диагностированных консалтинговых проектов; разработать графически-аналитическую модель диагностирования результатов реализации консалтинговых проектов. Объектом исследования выступает процесс диагностирования консалтинговых проектов для предприятий. Предметом исследования являются теоретико-методологические и методико-прикладные положения по осуществлению на машиностроительных предприятиях диагностирования консалтинговых проектов. Полученные в диссертации результаты и разработанные рекомендации представляют собой комплекс теоретико-прикладных положений по диагностированию консалтинговых проектов для машиностроительных предприятий. В первой главе «Теоретико-методологические основы диагностирования консалтинговых проектов для предприятий» охарактеризованы консалтинговые проекты предприятий как объекты диагностирования, исследованы и уточнены сущность и особенности диагностики консалтинговых проектов для предприятий, выделено концептуальные основы диагностики консалтинговых проектов для предприятий. Результаты изучения литературных источников по проблеме диагностики консалтинговых проектов, а также практики функционирования отечественных предприятий, указывают на то, что на современном этапе существует неоднозначность и разнонаправленность в понимании сущности консалтинга и консалтинговых проектов в частности. Определено сущность понятия «диагностирования консалтинговых проектов». Во второй главе «Анализ состояния диагностирования консалтинговых проектов для машиностроительных предприятий» рассмотрены методические положения по анализу параметров диагностирования консалтинговых проектов для предприятий, проанализировано состояние реализации консалтинговых проектов на предприятиях, систематизированы и охарактеризованы факторы реализации диагностированных консалтинговых проектов для предприятий. Развито типологию факторов влияния на диагностирование консалтинговых проектов, а также осуществлено ранжирование факторов по степени влияния с целью определения наиболее значимых из них, которые в значительной мере влиять на эффективность реализации консалтингового проекта для предприятий. В третьей главе «Инструментарий диагностирования консалтинговых проектов для предприятий» усовершенствован механизм идентификации влияния диагностированных консалтинговых проектов на деятельность машиностроительных предприятий, разработана графически-аналитическая модель диагностирования результатов реализации консалтинговых проектов, а также усовершенствована модель экономической оценки внедрения диагностированных консалтинговых проектов. Усовершенствован механизм идентификации влияний диагностированных консалтинговых проектов на деятельность машиностроительных предприятий позволяет оценить стабильность и длительность воздействия диагностированного консалтингового проекта на отдельные подсистемы управления или бизнес-процессы благодаря расчету коэффициента затухания, который учитывает уровень сопротивления персонала и инерционность системы управления заказника. Разработана графически-аналитическая модель диагностирования результатов реализации консалтинговых проектов, которая позволяет учесть интересы участников проекта по выбору методов и методик диагностирования, выделить альтернативные наборы бизнес-индикаторов для каждого объекта воздействия консалтингового проекта, установить экономические и неэкономические критерии оценки результативности консалтинга, а также организовать мониторинг показателей и автоматизированную обработку результатов диагностирования для регулирования отклонений от оптимальных значений результатов диагностированного проекта. Усовершенствовано модель экономической оценки внедрения диагностированных консалтинговых проектов, которая состоит из двух уровней. На первом уровне устанавливаются возможные связи между результирующими показателями консалтинговых проектов и финансовыми результатами предприятий. На втором уровне формируются альтернативные модели взаимосвязи показателей финансового состояния предприятий от возможных наборов бизнес-индикаторов консалтинговых проектов. Усовершенствовано метод управления диагностикой результатов реализации консалтинговых проектов за счет внедрения элементов спиральной модели, которая позволяет диагностировать результаты консалтинга на всех его этапах без нарушения целостности системы управления и приостановлении проектных работ, а также получать прогнозные значения целевых показателей еще до реализации проекта.Item Економічне оцінювання відновлення авіаційної техніки авіаремонтними підприємствами(Національний університет "Львівська політехніка", 2018) Калиновський, Андрій Олегович; Поплавська, Жанна Василівна; Національний університет «Львівська політехніка»; Гончар, Ольга Іванівна; Кужда, Тетяна ІванівнаДисертаційну роботу присвячено вирішенню наукового завдання щодо економічного оцінювання відновлення авіаційної техніки авіаремонтними підприємствами. Вперше обґрунтовано концептуальний підхід до розрахунку ефективності процесу відновлення авіаційної техніки за двома напрямами його ресурсного забезпечення – інформаційного та трудового, котрий ґрунтується на авторській розробці спеціальної системи інтегральних оцінок аналізування діяльності авіаремонтних підприємств. Удосконалено понятійно-категорійний апарат технічної експлуатації авіаційної техніки й управління процесом її відновлення шляхом включення авторського трактування дефініцій: «відновлення авіатехніки», «економічна ефективність відновлення авіатехніки». Розвинуто метод оцінювання ефективності відновлення для авіаційної техніки шляхом виділення двох типів ефективності: споживчої та економічної. Досліджено, проаналізовано та систематизовано систему основних елементів забезпечення технологічного процесу відновлення авіаційної техніки, з використанням логіки MSG-3. The dissertation is devoted to solving the scientific problem of economic evaluation of aircraft restoration by aircraft repair companies. The conceptual approach to the calculation of the efficiency of the aircraft restoration process in two directions of its resource support – information and labor, based on the author's development of a special system of integral assessments of the analysis of the operations of aircraft repair enterprises was grounded for the first time. The concept-categorical apparatus of technical operation of aircraft and management of the process of its restoration have been improved by incorporating the author's interpretation of the definitions: "aircraft restoration", "efficiency of aircraft restoration". A methodology for evaluation of the efficiency of aircraft restoration has been developed by distinguishing two types of efficiency: consumer and economic. The system of basic elements of technological process support of aircraft restoration, the classification of factors which influence the efficiency of aircraft restoration using MSG-3 logic have been explored, analyzed and systematized. Диссертационная работа посвящена решению научной задачи экономической оценки восстановления авиационной техники авиаремонтными предприятиями. Актуальность данного направления научного исследования подтверждается положительной динамикой спроса на услуги по восстановлению авиационной техники на мировом рынке, а также кризисным состоянием украинских авиаремонтных предприятий, обладающих достаточным резервом производственных, технологических и кадровых ресурсов, но не способных самостоятельно найти достаточное количество заказчиков их услуг. Ситуация которая сложилась, требует разработки новых подходов к экономической оценке восстановления авиационной техники, которые позволят повысить конкурентоспособность отечественных авиаремонтных предприятий на мировом рынке. Цель диссертационной работы заключается в разработке теоретических основ и практических рекомендаций, направленных на совершенствование оценки и повышения экономической эффективности восстановления авиатехники авиаремонтными предприятиями. Объектом исследования являются экономические процессы восстановления авиатехники авиаремонтными предприятиями. Предметом исследования является совокупность теоретических и методических основ оценки и повышения экономической эффективности процесса восстановления авиатехники авиаремонтными предприятиями. В первой главе «Теоретико-методологические основы оценки экономической эффективности восстановления авиационной техники авиаремонтными предприятиями» раскрыто теоретические предпосылки исследования проблемы. Выявлена степень разработки выбранной тематики, обоснованы теоретические подходы к оценке экономической эффективности восстановления авиационной техники авиаремонтными предприятиями. Обзор литературных источников показал существование нескольких распространенных подходов к определению категории «эффективность» на уровне предприятия. Обобщение этих подходов, с учетом особенностей деятельности по восстановлению авиационной техники, позволило дать оценку экономической эффективности. Было предложено эффективность восстановления авиационной техники определять как явление, характеризующее соответствие полученных результатов деятельности по восстановлению авиационной техники (показателей качества работ, финансовых результатов) целям авиаремонтного предприятия и интересам заинтересованных групп. Во второй главе «Анализ факторов восстановления авиационной техники авиаремонтными предприятиями и его экономическая оценка» исследовано ключевые тенденции авиаотрасли в мире и в Украине. По результатам комплексного анализа авиационной отрасли был сделан вывод, что она является глобальной, поскольку глобальным является спрос, а при производстве и эксплуатации самолетов возможна значительная экономия на масштабах. Выявлено, что на сегодня восстановление не только обеспечивает высокий уровень безопасности, надежности и работоспособности авиационной техники, но и создает ценность в бизнес-процессах, в результате чего становится стратегическим фокусом для авиакомпаний и требует комплексного подхода. Отечественным авиаремонтным предприятиям рекомендуется использовать логику MSG-3, стандарт для разработки плановых заданий и интервалов между техническим обслуживанием и восстановлением, который применяется регулирующими органами, операторами, производителями и авиаремонтными предприятиями. Отмечено, что ключевым элементом представленной классификации является восстановление (RS), поскольку именно оно является наиболее затратным и важным элементом поддержания авиационной техники в работоспособном состоянии. В третьей главе «Развитие инструментария оценки и повышение эффективности восстановления авиационной техники авиаремонтными предприятиями» представлены методические положения и рекомендации по решению научной задачи оценки и повышения экономической эффективности восстановления авиационной техники авиаремонтными предприятиями. Главной предпосылкой развития в Украине наиболее прогрессивных механизмов восстановления авиационной техники является определение экономической эффективности инструментов такой деятельности, прежде всего специализированных программных продуктов. Система экономической оценки программных продуктов по автоматизации управления восстановлением авиационной техники, по нашему мнению, должна предусматривать три группы показателей. Представлена методика расчета 14 коэффициентов определяющих конечные результаты работы по автоматизации информационного обеспечения восстановления авиационной техники. Осуществлено изучение влияния отдельных показателей, а также интегрального показателя на деятельность ведущих авиаремонтных предприятий Украины. Проведённый анализ показал, что человеческий капитал авиаремонтных предприятий является определяющим элементом экономической эффективности восстановления авиационной техники. Человеческие ошибки являются серьёзным аргументом для уменьшения количества и сроков проведения обязательных восстановительных процедур. В последнее время наблюдается ухудшение ситуации в деятельности многих ключевых авиаремонтных предприятий Украины. Практически во всех этих случаях одной из главных причин, приведших к такому состоянию, являются ошибки и неэффективная работа персонала. Предлагается оценить эффективность работы человеческого капитала авиаремонтных предприятий посредством формирования интегрального показателя. Данный процесс целесообразно осуществлять для каждой группы показателей отдельно, так как кроме факторов, которые объединяют, существуют также различия в их экономической природе.Item Соціально-економічне оцінювання та планування інноваційного розвитку машинобудівних підприємств(Національний університет "Львівська політехніка", 2009) Кужда, Тетяна ІванівнаДисертаційну роботу присвячено вирішенню проблеми розроблення теоретичних положень та прикладних рекомендацій до соціально-економічного оцінювання та планування інноваційного розвитку машинобудівних підприємств. Уточнено й поглиблено поняття “інноваційний розвиток”, запропоновано класифікаційні ознаки факторів та видів планування інноваційного розвитку машинобудівного підприємства. Розроблено методику соціально-економічного оцінювання інноваційного розвитку машинобудівних підприємств. Здійснено регресійне моделювання впливу соціально-економічних факторів на інноваційний розвиток підприємств. Удосконалено інструментарій економічного обґрунтування вибору стратегії інноваційного розвитку. Запропоновано методичний підхід на основі теорії ігор для визначення оптимального варіанту стратегії випуску машинобудівної продукції, збут якої на ринку забезпечить підприємству максимізацію прибутків та вирішення певних соціальних завдань. Dissertation deals with the development of the theoretical items and applied recommendations concerning social-economic estimation and planning of innovation development of the mechanical-engineering enterprises. The essence of the term innovation development is broadened. Classification signs of factors and kinds of planning of innovation development of the mechanical-engineering enterprise are offered. The method of social-economic estimation of innovation development of the mechanical-engineering enterprise is developed. The regression modeling of the social-economic factors on innovation development of enterprises is realized. The instruments of economic substantiation of innovation development strategy choice are improved. Methodical approach based on the game theory for search of an optimum alternative of the strategy of the mechanical-engineering production, sale of which will provide the enterprise maximum profit and social maintenance are proposed. Диссертация посвящена вопросам социально-экономического оценивания и планирования инновационного развития машиностроительных предприятий. Актуальность темы обусловлена углублением процессов рыночной трансформации в Украине, которые вызывают необходимость эффективного использования потенциала машиностроительного комплекса, создания условий для его динамического, сбалансированного инновационного развития, соблюдения предприятиями социальных стандартов и решения социально-экономических проблем отечественной экономики. Целью диссертационной работы является разработка теоретических и методических положений социально-экономического оценивания и планирования инновационного развития машиностроительных предприятий. Объектом исследования выступают социально-экономические процессы инновационного развития предприятий машиностроительного комплекса Украины. Предметом исследования – теоретические и методические положения социально-экономического оценивания и планирования инновационного развития машиностроительных предприятий. В первом разделе “Теоретические и практические аспекты социально-экономического оценивания и планирования инновационного развития машиностроительных предприятий” углублено понимание терминов “инновационное развитие”, “социально-экономического оценивания инновационного развития”, систиматизировано, дополнено классификационные признаки факторов и видов планирования инновационного развития машиностроительного предприятия. Во втором разделе “Социально-экономического оценивания инновационного развития машиностроительных предприятий” проведено обобщение методических подходов к оценке инновационного развития, которое показало, что оценивание инновационного развития проводилось с учетом одного аспекта – экономического, тогда как социальная оценка такого развития не учитывается. Разработана методика социально-экономического оценивания инновационного развития машиностроительного предприятия, которая основывается на определении обобщающих показателей уровня инновационного потенциала, маркетингового обеспечения инновационной продукции, социального развития. Социально-экономическое оценивание инновационного развития машиностроительного предприятия должно быть комплексным и на основании специально разработанных обобщающихся показателей сводится к единому показателю. Интегральный показатель уровня инновационного развития предприятия является инструментом, который имеет четко выраженную сигнальную функцию. С его помощью предложено проводить мониторинг машиностроительных предприятий за уровнем инновационного развития и формировать их рейтинг за интегральным показателем уровня инновационного развития для потенциальных инвесторов. По результатам регрессионного моделирования влияния социально-экономических факторов на инновационноее развития совершено прогнозирование результативных показателей предприятий. Экономико-статистическая модель построена в виде некоторого уравнения множественной регрессии и является одним из эффективных инструментов прогнозирования исследуемого процесса на кратко и среднесрочный период. Это позволит машиностроительным предприятиям вовремя принимать экономически обоснованные управленческие решения, проводить мероприятия связанные с устранением негативного влияния этих факторов в будущем. В третьем разделе “Улучшение системы планирования инновационного развития машиностроительных предприятий” выделено особенности планирования инновационного развития, усовершенствовано инструментарий экономического обоснования стратегии инновационного развития предприятия, предложено экономико-математическую модель планирования инновационного развития предприятия с учетом теории игр. Абсолютную величину риска каждого продуктового направления инновационного развития найдено с помощью среднеарифметического отклонения и относительную величину риска – с помощью коэффициента вариации. Экономическое обоснование продуктовой стратегии инновационного развития совершено с учетом издержек, денежных потоков и величины дисконтной ставки при различных сценариях развития экономической среды. Предложенный методический подход, базирующийся на теории игр, позволил определить стратегию инновационного развития машиностроительного предприятия в виде товарно-рыночной комбинации, на которую предприятию следует обратить свою инновационную политику. В диссертационном исследовании решено задание поиска оптимального варианта стратегии производства машиностроительной продукции, сбыт которой на рынке обеспечит предприятию максимизацию прибыли и реализацию таких социальных заданий, как социальные гарантии персонала, развитие трудового потенциала, системы безопасности и охраны труда, корпоративной ответственности.Item Формування асинхронних дискретних систем бізнес-процесів підприємств(Національний університет "Львівська політехніка", 2018) Базилевич, Петро Романович; Кузьмін, Олег Євгенович; Національний університет «Львівська політехніка»; Філиппова, Світлана Валеріївна; Кужда, Тетяна ІванівнаУ дисертаційній роботі наведено теоретичне узагальнення та запропоновано нове вирішення наукового завдання щодо розроблення теоретичного та методичного забезпечення для опису, аналізу, проектування, структуризації та реструктуризації бізнес-процесів підприємств з застосуванням апарату асинхронних дискретних систем та простих і вищого порядку мереж Петрі. Піддаються оцінюванню основні характеристики бізнес-процесів: завантаженості операцій; шляхи перетворення вхідних продуктів, шляхи утворення кінцевих продуктів, критичні шляхи, циклічні операції, можливості розпаралелювання операцій тощо. Розроблено моделі простих мереж Петрі для дослідження: особливостей використання ресурсів та систем з обмеженим обсягом; особливостей використання складських приміщень; для бізнес-процесів комплектування виробів та структур з циклічними чергами різноманітних типів, в тому числі пріоритетних. Розроблено моделі мереж Петрі вищого порядку (часові та кольорові) для дослідження систем масового обслуговування з однолінійними та багатолінійними чергами. Визначено показники їх ефективності: продуктивність, довжини черг, час очікування, вимоги до структури. В диссертационной работе приведено теоретическое обобщение и предложено новое решение научной задачи по разработке теоретического и методического обеспечения для описания, анализа, проектирования, структуризации и реструктуризации бизнес-процессов предприятий с применением аппарата асинхронных дискретных систем и простых и высокого порядка сетей Петри. Поддаются оцениванию основные характеристики бизнес-процессов: загруженности операций, путей преобразования входных продуктов, путей образования конечных продуктов, критических путей, циклических операций, возможности распараллеливания операций и другие. Разработаны модели простых сетей Петри для исследования особенностей использования ресурсов и систем с ограниченным объемом; особенностей использования складских помещений; для бизнес-процессов комплектования изделий и структур с циклическими очередями различных типов. Разработаны модели сетей Петри высшего порядка (временные и цветные) для исследования систем массового обслуживания с однолинейными и многолинейными очередями. Определены показатели их эффективности: производительность, длины очередей, время ожидания, требования к структуре. The thesis is dedicated to the solution of scientific and applied problem of enterprises’ asynchronous discrete systems of the formation of business-processes. The relevance of scientific research is confirmed by the fact that the optimization of production processes in competitive environment and globalization are particularly important in the current conditions of the market economy. The enterprises’ business-processes formalization by using a process approach and building the instruments for their analysis in order to enable further implementation in the robotic systems is one of the urgent tasks of modern economic science. The theoretical generalization and new solutions for analysis, design, structuring and restructuring of enterprises with using the asynchronous discrete systems approach and simple and higher-level Petri are developed in the dissertation. The essence and significance of the process approach to the enterprise management and production processes found in the first chapter «Theory and applied tools for forming asynchronous discrete business-process systems of enterprise». The review of the Protos, ARIS, FLOWer, FileNet, ARENA, CPN and other software systems is provided. It is shown that the systems Protos and CPN which are based on the Petri nets have good possibilities for describing business-processes. The second chapter «The analysis of enterprises’ business-processes as the asynchronous discrete systems» describes the properties of the business-processes as such systems. The properties of discreteness, asynchrony, coherence and parallelism that are characteristic of the manufacturing processes of enterprises are detailed. The classification of Petri nets and basic logical operations which are required for the implementation in any business-process are described. The Petri nets create the opportunity to reveal such properties of business-processes: security, limitation, conservation, activity, dead-ends, traps, connectivity, covering up and others. It is shown that Petri nets have a well-developed semantics that allows to describe the business-processes clearly and in detail, to explore their properties accurately, to study patterns of operations. The timed and colored high-level Petri nets are one of the most efficient tools for the enterprises’ business-processes modeling at the most detailed level and for studying of their functioning. They allow to describe all the logical functions that are present in the business-processes. Petri nets are efficient tools for creating software and information systems of the computer automated design of business-processes and robotic systems, specifically for their optimization. They allow to use the powerful aid of the modern mathematics methods. Such features are present only partially in the other modeling systems that are used to the business-processes’ design. Analysis of business-process as asynchronous discrete system allows us to define and to describe many of its features, including: the ways of the products passing from each input of to each output; the critical pathways that require the greatest time for implementation; the total value for each operation taking into account the values of individual processes; the total value of consumption of each input product; the value of each finished product; the operations and the routes that have an overload or an underload; the chains that can be parallelized; the operations, which are responsible for the creation of every product; the operations, where conversion of each input product takes place; the system’s protocols that directly indicate which output products are created from given source product, and system’s repositions which indicate which sources products are used for creating the given output product; the loops in separate processes, where performance of certain operations including hierarchically nesting cycles is a repeated; the workload of each cycle, taking into account the values of the parameters of each operation and requirements for its periodicity. The method of structuring and restructuring of enterprises that is based on hierarchical cluster analysis of business-processes is developed. This enables estimation of the multilevel structure of the enterprise, the entry of some business operations into other, the entry of some divisions into other of higher levels; receipt of recommendations for structuring the enterprise taking into account the characteristics of the connections between business operations, minimization of the number of connections between the divisions and maximization of their number within a single division. Developed detailed algorithms make it possible to ensure the desired requirements for the structure of the enterprise, to optimize the solutions taking into account the additional constraints, to create the units of different volumes of work, to include or exclude certain operations in a specific unit etc. Description of the business-process as asynchronous discrete system creates conditions for its structural analysis that can be used for designing new and reengineering existing systems to enhance their effectiveness. The models of business-processes as a high-level Petri are developed for: one-linear and many-linear queueing systems such as «Customer – Queue – Performer»; for varying number of customers; for single and many-profile performers. The assessment of their efficiency, the waiting time in the queue and the necessary requirements to ensure the given waiting time in the line which does not exceed the specified value are given. The тhesis is performed within the research of the Department of management and international business of National University «Lvivska politekhnika». The research materials are used in the enterprises LLC «Elektropobutprylad» and LLC «Nestle Ukraine» as well as for the discipline «Economics and management – legal support of business activity» for students of the specialty 073 «Management» specialization «Business administration».Item Формування та розвиток системи адміністрування на підприємстві(Національний університет "Львівська політехніка", 2017) Вішка, Ірина Сергіївна; Подольчак, Назар Юрійович; Національний університет «Львівська політехніка»; Балан, Олександр Сергійович; Кужда, Тетяна ІванівнаНаписання дисертаційної роботи стало вирішенням одного із важливих теоретико-прикладних завдань у сфері формування та розвитку системи адміністрування на підприємстві, а саме, вперше запропоновано модель ідентифікації розривів інтересів між різними стейкхолдерами, що дало змогу чітко оцінити величину розриву і відповідно обрати адекватні методи їх вирішення. Було удосконалено модель для оцінювання рівня розвитку підприємства за чотирма напрямами: фінансовий розвиток, внутрішньогосподарські процеси, розвиток людського потенціалу та показники розвитку маркетингу та оборотності. Дана модель базується на використанні таксономічного аналізу, який розширено та системно проаналізовано. Подальшого розвитку набуло трактування поняття «адміністрування»; сформовано систему ключових індикаторів на основі конфлікту інтересів зацікавлених груп; розроблено стратегії розвитку персоналу за рівнем винагороди, що дає змогу підприємству чітко оцінити склад та настрої працівників, поділивши їх на відповідні категорії. Написание диссертационной работы стало решением одной из важных теоретико-прикладных задач в сфере формирования и развития системы администрирования на предприятии, а именно, впервые предложена модель идентификации разрывов интересов между различными стейкхолдерами, что позволило четко оценить величину разрыва и соответственно выбрать адекватные методы их решения. Также была усовершенствована модель для оценки уровня развития предприятия по четырем направлениям: финансовое развитие, внутрихозяйственные процессы, развитие человеческого потенциала и показатели развития маркетинга и оборачиваемости. Дальнейшее развитие получило трактовки понятия «администрирования»; сформирована система ключевых индикаторов на основе конфликта интересов заинтересованных групп; разработаны стратегии развития персонала по уровню вознаграждения, позволяет предприятию четко оценить состав и настроения работников, разделив их на соответствующие категории. The dissertation presents a theoretical generalization and it proposes a new solution of scientific problem for the improvement of existing and the development of new theoretical and applied basis and practical recommendations for the formation and development of administration system at the enterprise. The formation and development of administration system aims to distinguish the basic principles at the enterprise, which, on the one hand, can identify the needs and motivation of each employee, and, on the other hand, can create an interacting highly effective management system with dominance of regulatory functions. Based on identifying important essential features, the notions of «administration», «administrative management», «administration system», «management system» are clarified and differentiated. In accordance with the stated aim, the typology and directions of the development of management systems at the enterprises for the ability for managers of each level of management to provide integrated assessment of the state of development of administration system implemented by them at the enterprise. Administration means the development of effective measures, typical for the enterprise at the appropriate management levels. The administration aims to support the following: searching employees and conclusion of an agreement with them; high-quality work of employees; organization of personnel training; development, organization and support of supplying necessary components of the enterprise activity (raw materials, goods, materials); development of documentation for technical, technological, economic, design, organizational, social and other types of requirements and production characteristics; development of safety requirements; business entity registration in the relevant authorities and the resolution of related issues there; providing relevant information resources to managers for decision-making process. It follows that the administration system at the enterprise is a set of management elements aimed at overcoming conflicts and smoothing interests of stakeholders through the effective use of regulatory functions with the dominance of quantitative indicators. This can be achieved by standardizing similar operations and creative solutions under non-standard conditions in order to maximize organizational, collective and individual socio-economic results of the enterprise. The review of the administration components of the enterprise via combination of system, process and situational approaches allowed exploring widely the causal relationships in the administration system for improving its development. Separate groups of elements (components) that form the administration system, in particular, mission, goal, task, subject, object, factors, criteria, quantitative and qualitative parameters, levels of management, elements/constituents of the administration system, tools, methods, resources structure are highlighted. The clarification of these components will help to improve and develop the administration system of the enterprise at the all management levels and to define clearly the direction for this system. The efficiency of model for estimation of enterprise development level, based on the use of taxonomic analysis, is proved. Taking into account empirical research, in the dissertation the feasibility of use of four directions of enterprise development is substantiated: financial development, development of internal economic processes, development of human potential, development of marketing and turnover indicators, which enable management to assess the state and degree of development of the existing system. The author describes that the major differences between the concepts of «gap of interests» and «conflict of interests» exist. Each of these notions contains a separate set of indicators. In view of this, the model for identifying the gap of interests between the stakeholders groups is proposed. It allows staff managers to evaluate clearly the size of the gap, to choose appropriate methods for its reducing or avoiding in the personnel management system. The causes of occurrence of conflicts are found out and the place of origin of the gap between the interests of employers and employees is identified. The main problem is the level of wages. Taking into account the formed system of key indicators and using the method of correlation and regression analysis and expert opinions, the calculations for determining the independent variables that affect the interest gap are conducted. The proposed model will allow administrators to evaluate the cause and extent of the gap and to identify the degree of conflict situation. Based on the obtained results, the author propose measures that will reduce the gap of interests in order to eliminate the conflict, and in case of the impossibility to eliminate the conflict - to reduce the «gap» with minimal financial and resource costs. «Conflict of interests» causes the clash of interests of interested groups, and in the worst case – the end of further interaction and cooperation of its participants. That is why it is necessary to reduce the size of the gap and eliminate the conflict with dysfunctional nature using the organizational and administrative forms of management (one of the tasks of administration). Different types of risks and conflicts require a peculiar and special degree of manageability and a set of methods in each of the problem areas: wages, personnel management system of the enterprise, motivational measures, situation of demand and supply of labor in the labor market. The existence of risk is the cause of the emergence of conflict in any field. In order to identify the causes of the conflict of interest and the effect of the gap, the indicators for determining the research vector that will help managers to adjust the size of the gap in the future are identified. Taking into account the results of the research concerning the state of development of machine-building enterprises, the author proposes the functional strategies that will regulate the following labor relations in the enterprise: focus on corporate culture; focus on labor productivity; business process restructuring; socialization of business processes. It is proved that the development of personnel development strategies is important for the enterprise and it is necessary to take into account and to calculate the level of remuneration for employees. This allows the management apparatus and business entities to assess the composition and the moods of employees during their division on the appropriate categories by the remuneration, affiliation and their age.