Browsing by Author "Ортинський, Володимир Львович"
Now showing 1 - 9 of 9
- Results Per Page
- Sort Options
Item Адміністративно-правове регулювання відносин у сфері праці в контексті соціальної політики держави(Національний університет "Львівська політехніка", 2021) Остапенко, Леонід Олексійович; Ортинський, Володимир Львович; Національний університет "Львівська політехніка"; Колпаков, Валерій Костянтинович; Сопільник, Любомир Іванович; Зьолка, Валентин ЛеонідовичУ дисертації в процесі комплексного аналізу правового регулювання відносин у сфері праці, а також проблемних питань адміністративно-правового регулювання, на основі міжнародного і національного загального, галузевого законодавства, нормативно-правових актів та інших правових документів, вироблено та запропоновано рекомендації науково-теоретичного і законодавчого змісту, що сприяють реалізації державної політики України у сфері праці. Визначено, що в регулюванні відносин у сфері праці адміністративноправова характеристика політики держави є лише фрагментарною, особливо це стосується правових основ і реалізації сучасних напрямів державної політики у регулюванні правових відносин, що пов’язані із зайнятістю і працевлаштуванням населення та його соціальним забезпеченням. Обґрунтовано, що державна політика України щодо адміністративноправового регулювання відносин у сфері праці є результатом розвитку і соціальнотрудових, і адміністративно-правових відносин, які позитивно впливають на розвиток наявних та появу нових за змістом підходів у розумінні та поясненні змісту і призначення адміністративно-правового регулювання відносин у сфері праці. Наголошено, що в Україні використання норм адміністративного права є одним з основних правових інструментів не лише в діяльності органів публічного управління, але й у регулюванні соціально-трудових відносин. Зазначено, що шляхом консенсусу, соціального партнерства формується, закріплюється та забезпечується трудоправова поведінка між сторонами (суб’єктами) у сфері праці. В диссертации в процессе комплексного анализа правового регулирования отношений в сфере труда, а также проблемных вопросов административноправового регулирования, возникающих в сфере труда на основе международного и национального общего, отраслевого законодательства, нормативно-правовых актов и других правовых документов, выработаны рекомендации научно теоретического и законодательного содержания относительно государственной политики Украины в рамках административноправового регулирования отношений в сфере труда. Определено, что в регулировании отношений в сфере труда административно-правовая характеристика политики государства является лишь фрагментарной, особенно это касается правовых основ и реализации направлений государственной политики в регулировании правовых отношений, связанных с занятостью и трудоустройством населения и его социальноым обеспечением. Обоснованно, что государственная политика Украины по административно-правовому регулированию отношений в сфере труда является результатом развития как социально-трудовых, так и административно-правовых отношений, что положительно влияет на развитие имеющихся и появление новых по содержанию подходов в понимании и объяснении содержания и назначения административно-правового регулирования отношений в сфере труда. Отмечено, что сегодня в Украине использование норм административного права является одним из основных правовых инструментов не только в деятельности органов публичного управления, но и в регулировании социальнотрудовых отношений. Определено, что путем консенсуса, социального партнерства формируется, закрепляется и обеспечивается трудоправовое поведение между сторонами (субъектами) в сфере труда. In the process of complex analysis of legal regulation of labor relations, as well as problematic issues of administrative and legal regulation, on the basis of international and national common, sectoral legislation, regulations and other legal documents, the recommendations of scientific, theoretical, and legislative content are made and suggested in the dissertation research. By logical, linguistic, semantic, and philosophical analysis the following concepts are considered in the dissertation: «administrative and legal regulation», «state policy», «employment», «control», «employee», «employer», «social dialogue» and others, which allowed determining their general and special features. Along with this, it is noticed that in labor law for a meaningful description of its conceptual and categorical apparatus, the mechanism of legal regulation of social and labor relations, there are no studies of administrative and legal nature that affect the regulation of relations in the field of labor. It is determined that in the regulation of labor relations the administrative and legal characteristic of state policy is only fragmentary, especially in the legal framework and implementation of modern policies on the regulation of legal relations related to employment, hiring and social security of the population. At the same time, the dissertation focuses on the fact that for the administrative and legal regulation of relations in the field of labor it is necessary to use public administration bodies, which are authorized for this activity in accordance with current national legislation. The state policy of Ukraine on administrative and legal regulation of labor relations, using methodological tools, was determined as the result of the development of both social-labor and administrative-legal relations, which positively affect the development of existing and the emergence of new approaches to understanding and explaining the content and purpose of administrative and legal regulation relations in the field of labor. It is determined that the undoubted influence on the state policy of Ukraine in the field of labor have theories that stimulate the development of relations related to employment and hiring, the use of social dialogue in the system of contractual relations in the field of labor. It is emphasized that today in Ukraine the use of rules of administrative law is one of the main legal instruments not only in the activities of public administration bodies but also in the regulation of the most important for society and state social-labor relations. In modern science, there are still ongoing discussions on defining the place and content of administrative and legal policy of the state in the regulation of labor relations. Thus, this issue is particularly relevant, because the subject of legal regulation relationsin the field of laborshould be considered in both broad and narrow dimensions, filling their content with the regulation of rules ofinternational labor law as well as rules of common and intersectoral national law. At the same time, it is important to define the mechanism of administrative and legal regulation of relations in the field of labor. It is the norms of administrative law, which are enshrined in its sources, that are closely connected with the norms of labor law and other branches of national law. It is noticed that the reproduction and combination of the basic principles of administrative and labor law are based on the principles that, being enshrined in the Constitution of Ukraine, are reflected in the draft Labor Code of Ukraine, which will contribute to proper regulation of labor relations. Ukrainian state policy and its influence on the regulation of labor relations, occupying a special place among other directions of its implementation, is quite voluminous, which requires the allocation of only part of the legal aspects related to relations in the field of labor. For the settlement of relations in the field of labor, it is obligatory to consolidate the legal status of the employee and the employer, who are the main subjects of social and labor relations. The protection of their rights, freedoms and legitimate interests in the field of labor cannot have a unipolar dimension and be enshrined in law. Through consensus, social partnership, labor law behavior between the parties (subjects) in the field of labor is being formed, established and ensured. For the violation of labor legislation that legal liability comes, which does not have a sufficient amount of legal protection of relations in the field of labor. This especially applies to the consolidation in the Code of Ukraine on Administrative Offenses of liability for: unreasonable refusal to enter into a collective agreement; violation or non-fulfillment of obligations under the collective agreement; evasion of the received requirements of employees, as well as participation in conciliation procedures and bringing the perpetrators to justice for its violation.Item Виявлення та розслідування підрозділами Національної поліції України розкрадання лісодеревини(Національний університет "Львівська політехніка", 2021) Романенко, Роман Романович; Ортинський, Володимир Львович; Західноукраїнський національний університет; Таран, Олена Вікторівна; Татарин, Назарій МиколайовичУ дисертації викладено теоретичні положення та науково обґрунтовано рекомендації щодо виявлення та розслідування підрозділами Національної поліції України розкрадання лісодеревини. Досліджено ґенезу виникнення відповідальностіза розкрадання лісодеревини. Зд ність за розкрадання лісодеревини як у дорадянський й радянський період, так і в період сучасної України. Встановлено основні чинники, які формують слідчі ситуації на початковому етапі розслідування розкрадання лісодеревини. Наведено класифікацію типових слідчих ситуацій початкового та подальшого етапів виявлення та розслідування розкрадання лісодеревини і запропоновано алгоритм дій слідчого, що забезпечить ефективність розслідування даного виду кримінального правопорушення. В рамках кожної слідчої ситуації згруповано версії за обставинами, які вони пояснюють, та здійснено детальний аналіз таких версій. Названо причини, якими обумовлюється потреба взаємодії слідчого з оперативними підрозділами, під час розслідування розкрадання лісодеревини. Також детально охарактеризовано взаємодію слідчого з іншими органами та підрозділами на різних етапах розслідування розкрадання лісодеревини, зокрема з Державним агенством лісових ресурсів України (раніше – Державний комітет лісового господарства України). Описано тактичні особливості проведення основних слідчих (розшукових) дій, які проводяться під час виявлення та розслідування розкрадання лісодеревини. Детально проаналізовано дії слідчого на різних етапах проведення огляду місця події при розслідуванні досліджуваного нами кримінального правопорушення. Проаналізовано труднощі, які виникають при допиті підозрюваних осіб та шляхи їх уникнення. Названо та проаналізовано типові тактичні помилки, які виникають при підготовці й проведенні обшуків під час розслідування розкрадання лісодеревини. В диссертации изложены теоретические положения и научно обоснованы рекомендации по выявлению и расследованию подразделениями Национальной полиции Украины хищения лисодеревины. Исследована генеза возникновения ответственности за хищение лисодеревины. Осуществлен анализ развития уголовноправовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за хищение лисодеревины как в досоветский и советский период, так и в период современной Украины. Установлены основные факторы, которые формируют следственные ситуации на первоначальном этапе расследования хищения лесодревесины. Приведена классификация типичных следственных ситуаций первоначального и последующего этапов выявления и расследования хищения лисодеревины и предложены алгоритм действий следователя, обеспечит эффективность расследования данного вида уголовного преступления. В рамках каждой следственной ситуации сгруппированы версии по обстоятельствам, они объясняют, и осуществлен подробный анализ таких версий. Названы причины, по которым определяется потребность взаимодействия следователя с оперативными подразделениями, в ходе расследования хищения лисодеревины. Также подробно охарактеризованы взаимодействие следователя с другими органами и подразделениями на разных этапах расследования хищения лисодеревины, в частности с Государственным агентством лесных ресурсов Украины (ранее - Государственный комитет лесного хозяйства Украины). Описаны тактические особенности проведения основных следственных (розыскных) действий, которые проводятся во время выявления и расследования хищения лисодеревины. Детально проанализированы действия следователя на различных этапах проведения осмотра места происшествия при расследовании исследуемого нами уголовного преступления. Проанализированиы трудности сложностях, которые возникают при допросе подозреваемых и пути их предотвращения. Названы и проанализированы типичные тактические ошибки, возникающие при подготовке и проведении обысков при расследовании хищения лисодеревины. The thesis presents theoretical provisions and scientifically establishes the recommendations for forest wood plunder detection and investigation carried out by the units of the National Police of Ukraine. The genesis of the origin of the liability for forest wood plunder has been studied. The analysis of the development of criminal law standards, attracting criminal liability for forest wood plunder in the pre-Soviet, Soviet periods, and modern-day Ukraine has been carried out. The views of academic specialists on the definition of the concept of "forensic methodology" have been analyzed in detail and it has been established that one of the most important elements of forensic methodology is forensic characteristic. The views of academic specialists on the concept of "forensic characteristic", its functions and elements have also been studied. The analysis of the scientific literature, statistical data and data obtained during the survey of practitioners of the National Police of Ukraine, made it possible to identify groups of persons who commit forest wood plunder. The key factors that most influence the formation of the investigative situations at the initial stage of forest wood plunder investigation have been identified. The classification of typical investigative situations at the initial and subsequent stages of detection and investigation of forest wood plunder has been proposed. Also, the algorithms of the investigator’s actions have been proposed, which will ensure the effectiveness of investigation of this type of criminal offence. Different versions have been grouped according to the circumstances they explain within each investigative situation, and a detailed analysis of such versions has been carried out. The reasons behind the need for cooperation between the investigator and criminal intelligence units during the investigation of forest wood plunder have been pointed out. The interaction of the investigator with other bodies and departments at different stages of forest wood plunder investigation, in particular with the State Agency of Forest Resources of Ukraine (formerly the State Forestry Committee of Ukraine) has also been described in detail. The sources of information about the circumstances that contribute to the forest wood plunder used by the operational officers of the units of the National Police of Ukraine that provide operational services to the forest industry have been identified. Tactical features of the main investigation (search) activities carried out during the detection and investigation of forest wood plunder have been described. The investigator’s actions at various stages of crime scene examination during the investigation of the criminal offence have been analyzed in detail. The difficulties that arise during the interrogation of suspects and ways to avoid them have been described. Typical tactical mistakes that arise during the preparation and the search as part of the investigation of forest wood plunder have been identified and analyzed.Item Концептуальні питання теорії і практики адміністративно-правового регулювання освіти України в умовах євроінтеграційних процесів(Навчально-науковий інститут права імені князя Володимира Великого Міжрегіональної Академії управління персоналом, 2019) Хомишин, Ірина Юріївна; Ортинський, Володимир Львович; Навчально-науковий інститут права імені князя Володимира Великого Міжрегіональної Академії управління персоналом; Гриценко, Володимир Григорович; Тильчик, Ольга Віталіївна; Христинченко, Надія ПетрівнаУ дисертації проведено комплексне наукове дослідження концептуальних питань теорії і практики адміністративно-правового регулювання освіти України в умовах євроінтеграційних процесів. Розглянуто історіографію проблеми та напрями наукового дослідження, проаналізовано теоретико-методологічні засади наукового дослідження концептуальних питань теорії і практики адміністративно-правового регулювання освіти України в умовах євроінтеграційних процесів. Досліджено правові основи формування сучасної державної політики у сфері освіти. З’ясовано зміст і сутність адміністративно-правового регулювання освіти України в контексті державотворчих процесів. Проаналізовано адміністративно-правове регулювання дошкільної освіти, шкільної освіти та інклюзивної освіти в Україні. Проаналізовано формування адміністративно-правового забезпечення вищої освіти. Здійснено аналіз правової політики у сфері освіти у контексті інноваційного розвитку держави. Окреслено основні завдання та принципи формування державної освітньої політики в контексті євроінтеграційних процесів. Визначено правові основи фінансування освіти в Україні як чинник забезпечення конституційних прав на освіту. Проаналізовано зміст та принципи управління освітою. Охарактеризовано адміністративно-правову регламентацію здійснення державного нагляду та контролю в сфері освіти. Окреслено основні тенденції розвитку освіти в умовах європейської інтеграції та глобалізації. Проаналізовано право на освіту в міжнародно-правових актах. В диссертации проведено комплексное научное исследование концептуальных вопросов теории и практики административно-правового регулирования образования Украины в условиях евроинтеграционных процессов. Рассмотрено историографию проблемы и направления научного исследования, проанализированы теоретико-методологические основы научного исследования концептуальных вопросов теории и практики административно-правового регулирования образования Украины в условиях интеграционных процессов. Исследованы правовые основы формирования современной государственной политики в сфере образования. Выяснено содержание и сущность административно-правового регулирования образования Украины в контексте процессов. Проанализированы административно-правовое регулирование дошкольного образования, школьного образования и инклюзивного образования в Украине. Проанализировано формирование админи-стративно-правового обеспечения высшего образования. Сформулирована позиция о том, что административно-правовое регулирование образования в Украине должно задать новые контуры для полноценной реализации государственной стратегии развития образования с учетом мировых и европейских практик и тенденций, в частности: повышение уровня международной включенности в образовательный процесс, развития образовательных информационно-коммуникационных технологий, ориентирования на глобальные рынки образования и партнерство с иностранными учебными заведениями, усиление ориентации на высокие показатели качества образования и в глобальном, и локальном контурах. Административно-правовое регули-рование должно составлять совокупность норм действующего законно-дательства, которыми, в частности, установлены единые принципы, требования и параметры осуществления образовательной деятельности учебных заведений; основания и условия предоставления образователь-ных услуг в рамках образовательного процесса; гарантии обеспечения права на образование; особенности управленческих процедур; основы автономии учебных заведений; стандарты качества образования; ответственность участников образовательного процесса и т.д. Осуществлен анализ правовой политики в сфере образования в контексте инновационного развития государства. Определены основные задачи и принципы формирования государственной образовательной политики в контексте евроинтеграционных процессов; Определены правовые основы финансирования образования в Украине как фактор обеспечения конституционных прав на образование. Проанализировано содержание и принципы управления образованием. Охарактеризованы административно-правовую регламентацию осуществления государственного надзора и контроля в сфере образования. Определены основные тенденции развития образования в условиях европейской интеграции и глобализации. Проанализированы право на образование в международно-правовых актах. Lviv, 2019. In the dissertation the complex scientific research of conceptual questions of theory and practice of administrative-legal regulation of education of Ukraine in the conditions of European integration processes is carried out. The historiography of problems and directions of scientific research is considered, the theoretical and methodological principles of scientific research of conceptual questions of theory and practice of administrative-legal regulation of education of Ukraine in the conditions of European integration processes are analyzed. The legal principles of formation of the modern state policy in the field of education are explored. The content and essence of the administrative-legal regulation of education of Ukraine in the context of state-building processes are determined. The administrative-legal regulation of preschool education, school education and inclusive education in Ukraine is analyzed. The formation of administrative and legal support of higher education is analyzed. The analysis of legal policy in the field of education in the context of innovative development of the state is carried out. The main tasks and principles of formation of state educational policy in the context of European integration processes are outlined; The legal basis for financing education in Ukraine as a factor in ensuring the constitutional rights to education is determined. The content and principles of education management are analyzed. The administrative and legal regulation of the state supervision and control in the field of education is described. The main tendencies of education development in the conditions of European integration and globalization are outlined. The right to education in international legal acts is analyzed.Item Методика розслідування злочинів, пов’язаних із зараженням вірусом імунодефіциту людини чи іншою невиліковною інфекційною хворобою або венеричною хворобою(Приватний вищий навчальний заклад «Львівський університет бізнесу та права», 2019) Павелко, Юрій Романович; Ортинський, Володимир Львович; Приватний вищий навчальний заклад «Львівський університет бізнесу та права»; Стащак, Микола Васильович; Федчак, Ігор АндрійовичДисертацію присвячено розробці теоретичних і практичних положень методики розслідування злочинів, пов’язаних із зараженням вірусом імунодефіциту людини чи іншою невиліковною інфекційною хворобою або венеричною хворобою. На основі виокремлених криміналістично значущих ознак цієї групи злочинів здійснено комплексний аналіз основних елементів їх криміналістичної характеристики. Вирізнено типові слідчі ситуації, які виникають під час розслідування таких злочинів, та відповідні їм алгоритми реалізації комплексів слідчих (розшукових) дій, оперативно-розшукових та організаційно-тактичних заходів. Розглянуто специфіку організації взаємодії суб’єктів доказування у кримінальних провадженнях цієї категорії. Досліджено тактичні особливості проведення окремих слідчих (розшукових) дій, експертних досліджень під час розслідування злочинів, пов’язаних із зараженням вірусом імунодефіциту людини чи іншою невиліковною інфекційною хворобою або венеричною хворобою, сформульовано науково обґрунтовані рекомендації щодо вдосконалення відповідної практичної діяльності органів досудового розслідування. Диссертация посвящена разработке теоретических и практических положений методики расследования преступлений, связанных с заражением вирусом иммунодефицита человека или иной неизлечимой инфекционной болезнью или венерическим заболеванием. За результатами исследования сформулированы научно обоснованные рекомендации по усовершенствованию соответствующей деятельности органов досудебного расследования. Выделены основные компоненты криминалистической характеристики указанной группы преступлений и осуществлён их комплексный анализ. Описывается обстановка совершения преступления, характерная следовая картина, выделяются типовые способы совершения преступных деяний, характерные признаки личности преступника и потерпевшего. Рассматриваются особенности деятельности органов досудебного расследования на этапе выявления преступлений, связанных с заражением вирусом иммунодефицита человека или иной неизлечимой инфекционной болезнью или венерическим заболеванием. Применение общих положений криминалистического учения о следственных ситуациях в совокупности с результатами изучения и анализа материалов судебно-следственной практики позволило выделить типовые ситуации расследования указанных преступлений, а также определить соответствующие каждой ситуации алгоритмы реализации комплексов следственных (розыскных) действий, оперативно-розыскных и организационно-тактических мероприятий. При этом отдельное внимание уделено вопросам организации взаимодействия субъектов доказывания по данной категории уголовных производств; выделены факторы, обуславливающие необходимость такого взаимодействия. Исследованы тактические особенности проведения отдельных следственных (розыскных) действий при расследовании преступлений, связанных с заражением вирусом иммунодефицита человека или иной неизлечимой инфекционной болезнью или венерическим заболеванием. Сформулирована система тактических приёмов проведения следственного осмотра по соответствующей категории уголовных производств с учётом специфики временных и пространственных факторов. Очерчены рекомендации по наиболее рациональной организации проведения обысков и выемок, направленных на своевременное изъятие значительного объёма медицинской документации, составленной в различное время, различными медицинскими сотрудниками в различных медицинских учреждениях. Изучена специфика проведения допросов потерпевшего, свидетелей и подозреваемого до рассматриваемой категории уголовных производств, во многом обусловленная необходимостью раскрытия в ходе проведения следственного действия подробностей интимной жизни допрашиваемого или третьих лиц. Выделяются типовые программы проведения допроса указанных участников уголовного судопроизводства и соответствующие им системы тактических приёмов в зависимости от конфликтного или бесконфликтного протекания следственного действия. Также предложена классификация свидетелей в зависимости от их отношения к расследуемому событию, связанному с заражением вирусом иммунодефицита человека или иной неизлечимой инфекционной болезнью или венерическим заболеванием. Раскрыта роль экспертных исследований в решении задач расследования преступлений, связанных с заражением вирусом иммунодефицита человека или иной неизлечимой инфекционной болезнью или венерическим заболеванием, а также рассмотрены организационные и тактические вопросы проведения судебных экспертиз по данной категории уголовных производств. Dissertation is devoted to the scientific development of the provisions of the theoretical and practical nature of the methodic for investigating crimes related to the infection with the human immunodeficiency virus or other incurable infectious disease or venereal disease. The complex analysis of the main elements of criminological characteristics of crimes of this type. There are the typical investigative situations that develop during the investigation of such crimes and the corresponding implementing complex algorithms investigative (detective) actions, search operations and organizational and tactical actions. Consider the specificity of interaction of subjects proving in criminal proceedings in this category. Studied tactical features of investigation (search) action, expertise in the investigation of crimes related to infection with the human immunodeficiency virus or other incurable infectious disease or venereal disease, formulated scientifically based recommendations for improving the practice of pre-trial investigation.Item Організаційно-тактичне забезпечення розслідування терористичних актів, вчинених з використанням вибухових пристроїв(Приватний вищий навчальний заклад «Львівський університет бізнесу та права», 2019) Савчук, Микола Васильович; Ортинський, Володимир Львович; Приватний вищий навчальний заклад «Львівський університет бізнесу та права»; Никифорчук, Дмитро Йосипович; Маслюк, Оксана ВасилівнаДисертацію присвячено комплексному дослідженню проблем, пов’язанихіз розслідуванням терористичних актів, учинених із використанням вибухових пристроїв. Надано криміналістичну характеристику зазначених злочинів, з’ясованослідовукартину злочину йтипові слідчі ситуації, окреслено організацію планування розслідування та форми міжнародної співпраці в кримінальному провадженні. Розроблено тактичні особливості з проведення окремих слідчих (розшукових ) дій: огляду, обшуку, затримання, освідування, допиту та судових експертиз. Визначено види негласних слідчих (розшукових) дій і тактику їх проведення. Диссертация посвящена комплексному изучению проблем, связанных с расследованием террористических актов, совершенных с использованием взрывных устройств. Приведена криминалистическая характеристика на качественно-количественном уровне данных об элементах преступления, таких как предмет, объект преступного посягательства, типичные и оригинальные способы совершения и маскировки преступлений и следы совершения террористических актов, совершенных с использованием взрывных устройств. Отмечено, что сегодня в Украине террористическая деятельность организуется квазигосударственными образованиями «ДНР» и «ЛНР», на территории которых осуществляется подготовка террористических групп, поддерживаемых Российской Федерацией, с целью достижения политических намерений. География совершения террористических актов в стране охватывает все области, а более всего – Донецкую и Луганскую, которые сопряжены с русской оккупацией. Периодически террористические акты совершаются в г. Киеве, Днепропетровской, Закарпатской, Волынской, Львовской, Одесской, Ровенской, Черновицкой, Харьковской областях. Доказано, что следовая картина террористических актов, совершаемых с использованием взрывных устройств, состоит из материальных и идеальных следов, которые отображают механизм совершения преступления и образуют идеальные следы в памяти лиц, материальные следы-предметы, следы-отражения, следы-вещества и т. п. Обобщены сведения о категориях правонарушителей, в частности их возраст, пол, образование, профессия, занимаемая должность, поисковые признаки которых важны для установления конкретных лиц, причастных к данным преступлениям. Указано, что планирование следует рассматривать как метод организации досудебного расследования, суть которого заключается в творческой, умственной деятельности следователя по созданию мнимой организационной модели расследования конкретного преступления, сутью которой является определение очередности, неотложности, сил и средств, которые следует использовать при установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, и в ходе их непосредственного доказывания. В процессе изучения криминальных поведений установлено, что типичные следственные ситуации при совершении террористических актов с использованием взрывных устройств зависимы от: обстановки сохранения места события после взрыва, вида взрывного устройства, характеристики лиц, подозреваемых в совершении террористического акта. К особенностям тактического обеспечения обзора данных преступлений относится привлечение широкого круга специалистов, техников-криминалистов и взрывотехников, судебно-медицинских экспертов, дозиметристов, специалистов в отрасли строительства, саперов воинских частей, специалистов в сфере взрывной техники МЧС и др. Определена тактика использования методов обзора места события в статистической и динамической стадии в помещениях, транспортных средствах, на открытой местности; приведен порядок и транспортировка вещественных доказательств. Акцентируется, что с целью успешного проведения задержания подозреваемого необходимо использовать тактические операции с одновременным проведением обысков (задержанного, транспортных средств, помещений), освидетельствование подозреваемых для выявления следов взрыва. Тактика допроса потерпевших и свидетелей и опознания осуществляется с учетом их стрессовых психологических состояний, связанных с взрывом, и предусматривает привлечение психологов. Допрашивая подозреваемого, следует применять тактические приемы психологического преимущества и предъявления материалов видеонаблюдения и других доказательств. Рассмотрена тактика проведения отдельных следственных (розыскных) действий: снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей и электронных информационных систем; контроль над совершением преступления (контролируемая поставка) на этапах: подготовки, непосредственного проведения, фиксации хода и результатов, оценки полученных результатов и определения их места и значения в системе доказательной информации в уголовном производстве. Сформулированы общие организационно-тактические принципы их проведения, определены проблемные вопросы и пути их решения. Разъяснены тактические особенности в случае необходимости раскрытия до завершения досудебного расследования подлинных сведений касательно созданных образованных субъектов ведения хозяйства или действующего без раскрытия достоверных сведений. Изложены виды, задания и порядок проведения судебных экспертиз. Доказано, что главной экспертизой является взрывотехническая, исследования взрывных устройств и их частей и фрагментов, взрывчатых веществ и следов, оставленных после взрыва. Dissertation is sanctified to complex research of problems, related to investigation assassinations perfect with the use of explosive devices. Criminalistics description of the marked crimes is given, certainly to track picture of crime and typical inquisitional situations, organization of planning of investigation and form of international cooperation is outlined in criminal realization. Tactical features are worked out from realization of separate inquisitional (of criminal investigation) actions: review, search, detention, interrogation and judicial examinations. The types of secret inquisitional (of criminal investigation) actions and tactics of their realization are certain.Item Основні проблеми психології національної безпеки України(Видавництво Львівської політехніки, 2019-03-14) Ортинський, Володимир ЛьвовичItem Особлива жорстокість, як ознака злочинів, що вчиняються неповнолітніми: детермінанти та попередження(Приватний вищий навчальний заклад «Львівський університет бізнесу та права», 2019) Бундз, Ростислав Олегович; Ортинський, Володимир Львович; Приватний вищий навчальний заклад «Львівський університет бізнесу та права»; Богатирьов, Іван Григорович; Йосипів, Алла ОлексіївнаУ дисертації досліджено особливу жорстокість як ознаку злочинів, що вчиняються неповнолітніми, зроблено теоретичне узагальнення і обґрунтовано практичні рекомендації щодо вирішення комплексу проблемних питань, пов’язаних з детермінантами та заходами попередження злочинів, що вчиняються неповнолітніми з особливою жорстокістю. Запропоновано авторське визначення поняття «жорстокість» як ознаки злочинів, що вчиняються неповнолітніми, під якою ми розуміємо невід’ємну особистісну рису особи, що проявляється в усвідомленому заподіянні фізичних, психічних чи моральних страждань (чи прагненні їх заподіяння) шляхом дії чи бездіяльності та є способом реалізації агресії і насильства. Запропоновано авторське трактування поняття особи неповнолітнього злочинця, що вчиняє злочини з особливою жорстокістю, під якою слід розуміти особу, котрій притаманна жорстокість як невід’ємна особистісна риса, котра вчинила злочин із усвідомленим заподіянням фізичних, психічних чи моральних страждань, в якому виявилась її (особи) антигромадська спрямованість, що виражається в сукупності негативних соціально значущих рис, ознак, властивостей, наявність яких у поєднанні зі зовнішніми умовами та обставинами впливають на характер злочинної поведінки. Під злочинами, що вчиняються з особливою жорстокістю, слід розуміти умисні насильницькі діяння (дію чи бездіяльність), прояв агресивності як особистісної риси особи, що вчиняються з метою (або є способом вчинення інших злочинних діянь) заподіяння фізичної, психічної та моральної шкоди потерпілому. Доведено необхідність прийняття нової Інструкції з організації роботи підрозділів Національної поліції у справах дітей. Аргументовано гостру потребу взаємодії загальноосвітніх закладів з органами поліції з метою сприяння діяльності навчальних закладів щодо профілактики правопорушень серед дітей та забезпечення безпечного навчального середовища, що є одним з дієвих заходів індивідуального попередження злочинності неповнолітніх. Запропоновано створити єдину базу даних про неблагополучні сім’ї та неповнолітніх з відхиленнями у розвитку та поведінці для вдосконалення діяльності, пов’язаної зі запобіганням злочинам, що вчиняються неповнолітніми з особливою жорстокістю. В диссертации исследуются особая жестокость как признак преступлений, совершаемых несовершеннолетними, теоретически обобщаются и обосновываются практические рекомендации по решению комплекса проблемных вопросов, связанных с детерминантами и мерами предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними с особой жестокостью. Приводится авторское определение понятия «жестокость» как признака преступлений, совершаемых несовершеннолетними, под которой мы понимаем неотъемлемую личностную черту, проявляющуюся в осознанном причинении физических, психических или нравственных страданий (или стремлении их причинения) путем действия или бездействия и являющуюся способом реализации агрессии и насилия. Предлагается авторская трактовка понятия личности несовершеннолетнего преступника, совершающего преступления с особой жестокостью, под которой следует подразумевать лицо, которому присуща жестокость как неотъемлемая личностная черта, совершившее преступление с осознанным причинением физических, психических или нравственных страданий, в котором проявилась его (лица) антиобщественная направленность, выражающаяся в совокупности негативных социально значимых черт, признаков, свойств, наличие которых в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами влияет на характер преступного поведения. Под преступлениями, совершаемым с особой жестокостью, следует понимать умышленные насильственные действия (действие или бездействие), проявление агрессивности как личностной черты, которые совершаются с целью (или являются способом совершения других преступных деяний) причинения физического, психического и морального вреда потерпевшему. Доказана необходимость принятия новой Инструкции по организации работы подразделений Национальной полиции по делам детей. Аргументируется острая необходимость взаимодействия общеобразовательных учреждений с органами полиции с целью содействия деятельности учебных заведений по профилактике правонарушений среди детей и обеспечению безопасной учебной среды, что является одним из действенных мер индивидуального предупреждения преступности несовершеннолетних. Рекомендуется создать единую базу данных о неблагополучных семьях и несовершеннолетних с отклонениями в развитии и поведении с целью совершенствования деятельности, связанной с предотвращением преступлений, совершаемых несовершеннолетними с особой жестокостью. Установлено, что жестокость часто рассматривается как свойство личности несовершеннолетнего преступника. В связи с жестокостью возникает особый тип поведения, появляется и особый тип личности, характерными чертами которого выступают насилие, агрессия и жестокость. Несовершеннолетние, относящиеся к такому типу личности, насаждают среди своих сверстников стереотипы агрессивно насильственного поведения. Представляется, что в комплексе причин и условий преступлений несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью и сопровождаемых агрессией, доминирует соответствующая личность со всеми присущими ей качествами, спецификой процесса формирования и особенностями поведения. Доказано, что у несовершеннолетних, совершаемых указанные деяния, все мотивы (зависть, ненависть, месть, ревность и т.п.) аккумулируются в двух основных направлениях: стремлении к реализации мотива преступления и достижению уголовной цели; стремлении в связи с этим к удовлетворению потребности в насилии, сопровождающимся жестокостью. У таких несовершеннолетних мотивация поведения базируется на исходной цели преступления и конкретно направлена на насильственное подавление потерпевшего с помощью жестокости, проявляемой к нему. Она сосредоточена на насилии, которое провоцирует агрессию и жестокость. Часто эта жестокость выходит за пределы действия и затрагивает интересы лиц, не имеющих отношения к преступлению. Предлагается к имеющимся типологиям личности несовершеннолетнего преступника, совершающего преступления с особой жестокостью, добавить так называемый акцентуированный тип – тип личности, в котором чрезмерно выражена жестокость как личностная черта характера. Положительно сказаться на преступности несовершеннолетних может создание на государственном уровне системы психолого-психиатрической помощи, раннего выявлений и диагностики отклонения в психическом развитии личности (в учебных заведениях). Огромную роль в предупреждении преступности несовершеннолетних играет пропагирование досуга и формирования здорового образа жизни, культуры отдыха, постепенное искоренение порочных традиций, жестко связывающих отдых с употреблением спиртного. С целью совершенствования предупредительной деятельности относительно преступлений, совершаемых несовершеннолетними с особой жестокостью, необходимым является улучшение организации работы по выявлению и постановке на учет родителей и лиц, их заменяющих, отрицательно влияющих на несовершеннолетних. Недостаточная эффективность профилактических мероприятий значительно обусловлена сегодня несвоевременным выявлением подростков с антиобщественным поведением. The dissertation investigates special cruelty as a sign of crimes committed by minors: determinants and warnings, theoretical generalization and practical recommendations for solving a complex of problem issues related to determinants and measures for the prevention of crimes committed by minors with special cruelty have been substantiated. The author’s definition of the concept of cruelty is suggested as signs of crimes committed by minors, under which we understand the inalienable personality trait of an individual, manifested in the deliberate infliction of physical, mental or moral suffering (or the pursuit of causing it), by action or inaction, and is a way the realization of aggression and violence. The author’s concept is proposed to be the person of a juvenile offender who commits crimes with special cruelty, which should mean a person who has cruelty as an integral personality trait who committed a crime with a deliberate infliction of physical, mental or moral suffering, in which it was manifested (persons ) anti-social orientation, expressed in a combination of negative socially significant features, signs, properties, the presence of which, in conjunction with external conditions and circumstances, affect the nature of criminal behavior. For crimes committed with particular cruelty, it is necessary to mean intentional violent acts (action or inaction), manifestation of aggressiveness as a personality trait of an individual committed for the purpose (or is a way of committing other criminal acts) causing physical, mental and moral harm to the victim. The necessity of adopting a new Instruction on the organization of work of the units of the National Police on Children’s Affairs has been proved. The necessity of interaction of general educational establishments with the police authorities with the purpose of promoting the activity of educational institutions on prevention of offenses among children and ensuring a safe educational environment, which is one of the effective measures of individual prevention of juvenile delinquency, is established. It is proposed to create a single database of dysfunctional families and minors with deviations in development and behavior to improve the activities related to the prevention of crimes committed by minors with particular cruelty.Item Правова природа інвестиційних відносин: фінансово-правове регулювання(Національний університет "Львівська політехніка", 2018) Бліхар, Марія Миронівна; Ортинський, Володимир Львович; Національний університет «Львівська політехніка»; Білоус, Віктор Тарасович; Криницький, Ігор Євгенович; Савченко, Леся АнатоліївнаДисертацію присвячено формуванню концепції фінансово-правової регламентації суспільних відносин у сфері інвестиційної діяльності, яка може бути використана з метою розроблення комплексних підходів до реформування вітчизняного фінансово-інвестиційного правового регулювання. Розкрито фінансово-правову природу відносин, пов’язаних з інвестиційною діяльністю, проаналізовано публічність як підставу виокремлення фінансово-інвестиційних правовідносин. Класифіковано суб’єктів інвестування, охарактеризовано їх фінансово-правову компетенцію. Досліджено об’єкт інвестування з позиції науки фінансового права, встановлено його склад, здійснено диференціацію. Визначено об’єкт інвестиційної діяльності в бюджетній сфері, виділено його види і форми. Сформульовано дефініцію бюджетного інвестування, розкрито його риси. З’ясовано специфіку суб’єктного складу бюджетно-інвестиційних правовідносин. Досліджено стадійність як природну властивість бюджетно-інвестиційного процесу, встановлено особливості правової регламентації інвестування на його окремих стадіях. Виділено специфіку податково-інвестиційних правовідносин, розглянуто їхню структуру. Здійснено класифікацію та характеристику податкових платежів, дотичних до інвестування. Сформульовано дефініцію інвестиційного податкового платежу, виокремлено групу відповідних платежів. Окреслено специфіку податково-процедурного регулювання у сфері інвестиційної діяльності. Запропоновано класифікацію податкових режимів, що застосовуються під час здійснення інвестування (загальний, спеціальний, особливий). Сформульовано визначення фінансового контролю в інвестиційній сфері та охарактеризовано компетенцію відповідних органів, що здійснюють фінансовий контроль. Вироблено структурування зазначеного контролю за такими критеріями, як вид, форма, метод. Проаналізовано фінансово-правовий аспект контрольно-інвестиційних процедур. Досліджено фінансову складову системи юридичної відповідальності у сфері інвестиційної діяльності (її підстави, функції та різновиди). Аргументовано важливість створення низки спеціалізованих органів / установ у сфері інвестування. Сформульовано пропозиції та рекомендації щодо внесення змін до чинного вітчизняного законодавства, спрямованих на вдосконалення фінансово-правового регулювання інвестицій. Диссертация посвящена формированию концепции финансово-правовой регламентации общественных отношений в сфере инвестиционной деятельности. Концепция может быть использована в процессе разработки комплексных подходов к реформированию отечественного финансово-инвестиционного правового регулирования. В работе раскрывается финансово-правовая природа отношений, касающихся инвестиционной деятельности. Анализируется публичность как основание для вычленения финансово-инвестиционных правоотношений. Предложена классификация субъектов инвестирования, охарактеризована их финансово-правовая компетенция. Исследован объект инвестирования с позиции науки финансового права, установлен его состав, осуществлена дифференциация. Определен объект инвестиционной деятельности в бюджетной сфере, выделены его виды и формы. Сформулирована дефиниция бюджетного инвестирования, раскрыты его признаки. Описана специфика субъектного состава бюджетно-инвестиционных правоотношений. Исследована стадийность как естественное свойство бюджетно-инвестиционного процесса, определены особенности правовой регламентации инвестирования на его отдельных стадиях. Установлена специфика налогово-инвестиционных правоотношений, рассмотрена их структура. Даны классификация и характеристика налоговых платежей, связанных с инвестированием. Предложена дефиниция инвестиционного налогового платежа, вычленена группа соответсвующих платежей. Очерчена специфика налогово-процедурного регулирования в сфере инвестиционной деятельности. Предложена классификация налоговых режимов, применяемых при осуществлении инвестирования (общий, специальный, особенный). Сформулировано определение финансового контроля в инвестиционной сфере, характеризуется компетенция соответствующих органов, осуществляющих финансовый контроль. Указанный контроль структурируется по следующим критериям: вид, форма, метод. Анализируется финансово-правовой аспект контрольно-инвестиционных процедур. Исследуется финансовая составляющая системы юридической ответственности в сфере инвестиционной деятельности (ее основания, функции и разновидности). Аргументируется необходимость создания ряда специализированных органов / учреждений в сфере инвестирования. Формулируется ряд предложений и рекомендаций, касающихся усовершенствования финансово-правового регулирования инвестирования в действующем отечественном законодательстве. The thesis is devoted to the formation of the concept of financial and legal regulation of public relations in the sphere of investment activity, which can be used to develop integrated approaches to reforming the domestic financial and investment legal regulation. The main directions of financial and legal regulation in the sphere of investment activity (budget vector, tax direction, control-delictual vector, currency vector) are outlined. The financial and legal nature of relations connected with investment activity is disclosed and the publicity as the basis for distinguishing financial and investment legal relations is analyzed. The investment subjects are classified and the characterization of their financial and legal competence is carried out. The criteria (quantitative parameter, qualitative indicator) of assigning a person to an investor are determined. The object of investment from the position of the science of financial law is investigated, its composition is established and its differentiation is carried out. The author’s definitions of the concepts of “financial and investment legal policy” and “financial and investment security” are formulated. The necessity of formation and adoption of the Strategy of financial and investment security of Ukraine by the Verkhovna Rada of Ukraine is established. The distinguishing of financial and investment law as a component of the science of financial law and the autonomous academic discipline is proposed, and the program of the corresponding special course is developed. The impropriety of the adoption of the Investment Code of Ukraine as an act that, by its nature and purpose, is aimed at dissolving the sustained sectoral and institutional ties, is proved. The object of the investment activity in the budget sphere is defined, and its types and forms are distinguished and classified. The distinction between the subject and the object of investment in the budget sphere is made. The definition of the budget investment is formulated and its features are revealed. The specificity of the subject composition of the budget-investment legal relations is clarified, and their differentiation onto conditionally passive subjects, active subjects-organizers, direct subjects-donors and direct subjects-recipients is carried out. The stage as a natural feature of the budget-investment process is investigated, the peculiarities of the legal regulation of investment at its separate stages are established. The specificity of the tax-investment legal relations (their special “working area”, the complex nature of investment activity, the special object – investments and investing) is highlighted, and their structure is considered. The tax legal relations in the sphere of investment depending on their type (general regulatory, concrete regulatory, security integrated) are characterized. The classi-fication and characterization of tax payments related to investing are carried out. The definition of the investment tax payment is formulated, the group of appropriate payments (the investment ones by their purpose) is distinguished. The specificity of tax and procedural regulation in the sphere of investment activity is outlined. The classification of tax regimes into general, special (systemic and complex) and specific which are applied in the course of investing, is offered. The common features peculiar for the special tax regimes in the sphere of investment are singled out. The definition of financial control in the investment sphere is formulated and the competence of the appropriate bodies depending on their level and priority directions of activity is characterized. The structuring of the specified control according to such criteria as a kind, form and method is made. The characterization of the types of financial control in the sphere of investment, depending on the direction of control actions in accordance with the identification of the subject and the object of control, information support and the purpose of investment activity, is described. The financial and legal aspect of control-investment procedures is analyzed, the peculiarities of financial and investment control procedures and the basic procedures and stages of financial and investment cont-rol are singled out. The system of legal responsibility in the sphere of investment activity, its structure and specificity as well as financial and legal component (its bases and varieties) are investigated. The description of the functions of legal responsibility for financial and investment violations is carried out. The importance of creating specialized institutions, the institutions in the sphere of investment (Financial and Investment Inspection of Ukraine, the Development Bank, the Investment and Innovation Agency of Ukraine, the Supreme Court on Investment Activity) is proved. A number of suggestions and recommendations for the current domestic legislation aimed at improving the financial and legal regulation of investment are formulated.Item Прокурор в кримінальному процесі(Національний університет "Львівська політехніка", 2020) Шульган, Ірина Іванівна; Ортинський, Володимир Львович; Національний університет "Львівська політехніка"; Стащак, Микола Володимирович; Ангеленюк, Анна-Марія ЮріївнаУ дисертації викладено теоретичні положення та науково обґрунтовано рекомендації щодо діяльності прокурора в кримінальному процесі. Досліджено ґенезу нормативно-правового регулювання діяльності прокурора в кримінальному процесі, а також визначено методологічні підходи до наукового дослідження діяльності прокурора в кримінальному процесі. Проаналізовано поняття та види функцій, повноваження прокурора в кримінальному процесі. Розглянуто особливості юридичної відповідальності прокурора за порушення норм кримінального процесуального законодавства. Проаналізовано міжнародне співробітництво прокурора в кримінальному процесі, а також зарубіжний досвід діяльності прокурора в кримінальному процесі. Розроблено пропозиції щодо удосконалення законодавчого регулювання діяльності прокурора в кримінальному процесі. Проведений аналіз дозволив запропонувати: запровадити єдину термінологію у різних нормативно-правових актах; розробити «досьє прокурора», в якому окрім загальних відомостей про прокурора має бути інформація про рішення, що стали підставою для винесення рішень міжнародними судовими установами, якими встановлено порушення Україною міжнародно-правових зобов’язань; відмовитися від використання статистичних показників в органах прокуратури, як основного критерію оцінювання діяльності процесуального керівника у кримінальному провадженні; запровадити автоматичний розподіл кримінальних проваджень між слідчими та прокурорами на стадії досудового розслідування, що дасть можливість ефективно забезпечити прозорість та неупередженість в цьому питанні та усуне можливість впливу керівників прокуратури та органу досудового розслідування; створити централізовану систему рекомендацій для прокурорів замість існуючого масиву методичних документів, які є несистематизованими, що у свою чергу ускладнює їх застосування. В диссертации изложены теоретические положення и научно обоснованы рекомендации по деятельности прокурора в уголовном процессе. Исследована генеза нормативно-правового регулирования деятельности прокурора в уголовном процессе, а также определены методологические подходы к научному исследованию деятельности прокурора в уголовном процессе. Проанализированы понятия и виды функций, пюлномочия прокурора в уголовном процессе. Рассмотрено особенности юридической ответственности прокурора за нарушение норм уголовного процессуального законодательства. Проанализированы международное сотрудничество прокурора в уголовном процессе, а также зарубежный опыт деятельности прокурора в уголовном процессе. Разработаны предложения по совершенствованию законодательного регулирования деятельности прокурора в уголовном процессе. Проведенный анализ позволил предложить: ввести единую терминологию в различных нормативно-правовых актах; разработать «досье прокурора», в котором кроме общих сведений о прокуроре должна быть информация о решении, послуживших основанием для вынесення решений международными судебными учреждениями, которыми установлено нарушение Украиной международно-правовых обязательств; отказаться от использования статистических показателей в органах прокуратуры, как основного критерия оценки деятельности процессуального руководителя в уголовном производстве; ввести автоматическое распределение у головных производств между следователями и прокурорами на стадии досудебного расследования, что позволит эффективно обеспечить прозрачность и беспристрастность в этом вопросе и устранит возможность влияния руководителей прокуратури и органа досудебного расследования; создать централизованную систему рекомендаций для прокуроров вместо существующего массива методических документов, которые являются несистематизированными, что в свою очередь затрудняет их применение.