Browsing by Author "Остапенко, Олексій Іванович"
Now showing 1 - 5 of 5
- Results Per Page
- Sort Options
Item Бюджетне та позабюджетне фінансування соціального забезпечення громадян України: адміністративно-правовий аспект(Національний університет "Львівська політехніка", 2019) Кропивницький, Микола Олександрович; Остапенко, Олексій Іванович; Національний університет "Львівська політехніка"; Суббот, Анатолій Іванович; Назар, Юрій СтепановичДисертацію присвячено комплексному науковому дослідженню адміністративно-правового аспекту бюджетного та позабюджетного фінансування соціального забезпечення громадян України. У дослідженні розглядається адміністративно-правовий статус соціальних фондів як інституційної складової соціальної сфери. Автором уперше в фаховій літературі запропоновано дефініцію поняття «механізм правового регулювання бюджетного та позабюджетного фінансування соціального забезпечення населення України». Здійснено класифікацію суб’єктів фінансування соціального забезпечення населення України й підкреслено доцільність виокремлення держави як окремого суб’єкта. У дисертації окреслюється низка напрямків вдосконалення фінансування соціального забезпечення населення України шляхом законодавчих та адміністративних змін. Диссертация посвящена комплексному научному исследованию административно-правового аспекта бюджетного и внебюджетного финансирования социального обеспечения граждан Украины. В исследовании рассматривается административно-правовой статус социальных фондов как институциональной составляющей социальной сферы. Автором впервые в профессиональной литературе предложено дефиницию понятия «механизм правового регулирования бюджетного и внебюджетного финансирования социального обеспечения населения Украины». Осуществлена классификация субъектов финансирования социального обеспечения населения Украины и подчеркнуто целесообразность выделения государства как отдельного субъекта. В диссертации определяется ряд направлений совершенствования финансирования социального обеспечения населения Украины путем законодательных и административных изменений. The dissertation is devoted to the complex scientific research of administrative law aspect of budget and extra-budget funding of social security of citizens of Ukraine, the mechanism of the legislative regulation of the relevant funding and history of national and international activities in the sphere of social security funding modelling. The social security occupies one of the key places in the system of social activities on the citizens’ material supply due to emergence of the social risks, defined by the regulations, and its ultimate objective is minimization of losses (damages) from their emergence through development of compensation mechanisms and, consequently, assurance of opportunity for unrestrained self-development and realization, by every person, of socially important aspects of his/her potential. Through the institute of social security, the state as a subject of public law performs its social function by making expenses of social purpose. Therefore, the administering of social security funding on the grounds of sustainability and justified distribution of the limited financial resources is a priority element of the administrative law regulation in the explored sphere of social relations. The research specifies an administrative law status of social funds of financial resources as an institutional element of the social sphere and social security development. The conceptual theoretical and practical general conclusions, developed in the course of research, especially in the conditions with no mechanism of funding and functioning of social institutions in the united territorial communities, may serve a route indicator for improvement of social services administrating, social security funding, increased efficiency of application of funds of all budget levels. The general civilizational approach, to development of the social security institute of Ukraine, was taken as a basis for analysis of its major development. The author reviews the administrative law status and problematic aspects of budget and extra-budget special-purpose funds functioning in the system of funding of social security of population of Ukraine. The system of activities, interrelated with neighboring spheres of social life, on improvement of funding of social security of population of Ukraine from the viewpoint of transition to new quality of human capital development with simultaneous elimination of conservative and tutelary thinking pattern rudiments, inherited after the command and administrative system, peculiar to considerable part of the population of Ukraine, was suggested. The author finds out the differences between budget and extra-budget forms of funding of social security, explores the peculiarities of standard and legislative regulation and activity of budget and extra-budget funds in the system of funding of social security, and namely, its problematic aspects. The social security funds funding modelling is considered in the framework of extensive material of the works of western scientific community with adjustment to the changing global development trends. Therefore, the author, having considered the best achievements in the sphere of social development in general and funding of social security in particular, outlines a range of directions for improvement of funding of social security of population of Ukraine by means of legislative changes, introduction of preventive mechanism of early detection of vulnerability and prevention of social risks, deinstitutionalization of the social services system, introduction of the state standards of social services, development of system for their monitoring and assessment, further assurance of optimized division of powers between local governmental bodies and bodies of executive power, their efficient interaction, better administration of social services and efficient use of budget costs at all levels.Item Детермінація трудової міграції населення в Україні: адміністративно-правовий аспект(Національний університет "Львівська політехніка", 2020) Бльок, Наталія Володимирівна; Остапенко, Олексій Іванович; Національний університет "Львівська політехніка"; Колпаков, Валерій Костянтинович; Йосифович, Данило ІгоровичДисертація присвячена комплексному вивченню детермінації трудової міграції населення в Україні. У дисертації здійснено аналіз детермінації трудової міграції населення з використанням досягнень у методології права, визначено адміністративно-правовий механізм регулювання трудової міграції. Зазначено передумови виникнення сучасних процесів глобалізації та їхнього впливу на формування трудових міграційних потоків. Узагальнено та використано в межах дослідження світовий досвід регулювання трудової міграції. Обґрунтовано актуальність питання запобігання нелегальній трудовій міграції та усунення її небезпечних проявів для Української держави. Розглянуто з нових позицій наукові дослідження попередників з питань трудової міграції населення. Розвинуто положення, що стосуються трудової міграції та їх висвітлення у адміністративному праві. На цій основі здійснено коригування шляхів вдосконалення в частині вивчення та розв’язання проблем детермінації трудової міграції в Україні. Дисертація має науково-теоретичне значення для подальшого розвитку адміністративного права та інших правових наук в частині питань, що стосуються міграційних процесів. Диссертация посвящена комплексному изучению детерминации трудовой миграции населения в Украине. В диссертации осуществлен анализ детерминации трудовой миграции населения с использованием достижений в методологии права, определено административно-правовой механизм регулирования трудовой миграции. Указано предпосылки возникновения современных процессов глобализации и их влияния на формирование трудовых миграционных потоков. Обобщены и использованы в рамках исследования мировой опыт регулирования трудовой миграции. Обоснована актуальность вопроса предотвращения нелегальной трудовой миграции и устранения ее опасных проявлений для Украинского государства. Рассмотрены с новых позиций научные исследования предшественников по вопросам трудовой миграции населения. Развиты положения, касающиеся трудовой миграции и их освещение в административном праве. На этой основе осуществлена корректировка путей совершенствования в части изучения и решения проблем детерминации трудовой миграции в Украине. Диссертация имеет научно-теоретическое значение для дальнейшего развития административного права и других правовых наук в части вопросов, касающихся миграционных процессов. Для того, чтобы понять смысл и сущность трудовой миграции, определить ее характерные черты и выяснить детерминанты, обращено внимание на происхождение ряда терминов, среди которых: «миграция», «эмиграция», «иммиграция», «нелегальная миграция», «миграционные процессы» и ряд других, характеризующих отношения в этой сфере. Акцентировано внимание на том, что «детерминанты миграционных мотивов» необходимо определить как доминирующий фактор (взаимосвязанная совокупность факторов), которые обусловливают формирование миграционного мотива и определяют параметры миграционной склонности потенциального мигранта (длительность и расстояние миграции, образ жизни и трудоустройства в стране назначения, финансовые аспекты сбережений и денежных переводов). Детерминанта является параметром: измеряемым в конкретном выражении, если речь идет о явлении или обстоятельствах, которые можно воспроизвести показателями или набором показателей; неизмеримые, если характеризуются обстоятельства, правила (нормы), традиции, обычаи, отношения, которые формируют общую среду течения общественных явлений или процессов (его оценка зависит от важности детерминанты на личностном уровне и, соответственно, степени восприятия интенсивности действия фактора или факторов). Путем сочетания экономических, социо-демографических, политико-безопасностных, культурно-этнических и эколого-естественных факторов с институциональными сформированы соответствующие группы детерминант формирования миграционной мотивации потенциального трудового мигранта, исходя из описанной выше важности и целесообразности использования институционального подхода в исследовании международной трудовой миграции. Отмечено, что основными причинами, которые побуждают людей к трудовой миграции, прежде всего, является безработица, невыплаты заработной платы, ее мизерные размеры и тому подобное. Чаще всего трудовыми мигрантами становятся неквалифицированные или низкоквалифицированные рабочие. Однако трудовыми мигрантами могут стать и профессионалы, которые имеют дефицитную профессию, высшее образование и даже ученые степени. The dissertation is devoted to the complex study of the determination of labor migration of the population in Ukraine. In the dissertation the analysis of determination of labor migration of the population with use of achievements in methodology of law is carried out, the administrative-legal mechanism of regulation of labor migration is defined. The preconditions for the emergence of modern processes of globalization and their impact on the formation of labor migration flows are indicated. The world experience of labor migration regulation is generalized and used within the research. The urgency of the issue of preventing illegal labor migration and eliminating its dangerous manifestations for the Ukrainian state is substantiated. Scientific researches of predecessors on labor migration are considered from new positions. Provisions concerning labor migration and their coverage in administrative law have been developed. On this basis, the ways of improvement in the study and solution of the problems of determination of labor migration in Ukraine have been adjusted. The dissertation has scientific and theoretical significance for the further development of administrative law and other legal sciences in terms of issues related to migration processes.Item Застосування джерел адміністративного права в судочинстві України(ПВНЗ «Львівський університет бізнесу та права», 2019) Решота, Володимир Володимирович; Остапенко, Олексій Іванович; ПВНЗ «Львівський університет бізнесу та права»; Колпаков, Валерій Костянтинович; Курило, Володимир Іванович; Кравцова, Тетяна МиколаївнаУ дисертації на доктринальному рівні розв’язано наукову проблему теорії адміністративного права, що полягає у застосуванні джерел адміністративного права в судочинстві України. Досліджено понятійно-категоріальний апарат джерел адміністративного права в Україні, виявлено їхні ознаки, проведено їх класифікацію, проаналізовано функції джерел адміністра-тивного права та особливості судового застосування джерел адміністративного права України. Розроблено модель системи джерел, які застосовуються судами в адміністративному судочинстві та при розгляді справ про адміністративні правопорушення. Ця модель включає основні джерела права (нормативно-правові акти та міжнародні договори України), похідні джерела права (рішення і висновки Конституційного Суду України, практика Європейського суду з прав людини, висновки щодо застосування норм адміністративного права, викладені в постановах Верховного Суду, зразкові рішення Верховного Суду в адміністративних справах, судові рішення про визнання протиправними та нечинними нормативно-правових актів чи їх положень), а також джерела переконливого характеру (індивідуальні акти, адміністративні договори, правові звичаї, правова доктрина, акти «м’якого права» та інші необов’язкові регулятори адміністративно-правових відносин). На основі проведеного аналізу виявлено проблеми судового застосування джерел адміністративного права та запропоновано зміни і доповнення до законодавства щодо їх вирішення. В диссертации на доктринальном уровне решено научную проблему теории административного права, которая заключается в применении источников административного права в судопроизводстве Украины, разработано модель системы источников, которые применяют суды в административном судопроизводстве и при решении дел об административных правонарушениях. Это позволило предложить поправки в законодательство по расширению возможностей судебного применения источников административного права. В работе обосновано, что под источником административного права понимаем не только форму внешнего выражения и закрепления административно-правовых норм, но и других общеобязательных регуляторов общественных отношений в административно-правовой сфере, на основании которых нормы административного права возникают, изменяются, останавливаются и теряют действие. Это позволило сформулировать авторское определение «источников административного права», под которыми необходимо понимать совокупность общеобязательных нормативно-правовых предписаний, содержащихся в письменном акте компетентного субъекта или нескольких субъектов, которые создают, изменяют, останавливают или прекращают действие административно-правовой нормы. В диссертации определены производные источники административного права как дополняющие источники общеобязательного характера, чтоб конкретизировать, интерпретировать административно-правовую норму, а также изменить, остановить или прекратить ее действие. К производным источников административного права относим решения и заключения Конституционного Суда Украины, практику Европейского суда по правам человека и некоторые акты судов общей юрисдикции, в частности, примерные решения Верховного Суда по административным делам, выводы относительно применения норм административного права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, судебные решения о признании противоправными и недействительными нормативно-правовых актов или их положений. Предложено, наряду с источниками и производными источниками административного права, выделять источники убедительного характера, под которыми следует понимать совокупность предписаний рекомендательного значения, что не являются обязательными для судебного правоприменения, однако которые суд может учитывать при обосновании применения административно-правовых норм. К ним относим индивидуальные (административные) акты, судебную практику и ее обобщения, информационные письма судов, административные договоры, правовые обычаи, правовую доктрину, акты «мягкого права» и т. п. Разработана модель системы источников, которые применяют суды при решении и рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, к которой отнесены источники административного права (Конституция Украины, международные договоры Украины, законы и подзаконные нормативно-правовые акты), производные источники, а также источники убедительного характера. Предложено введение в научный оборот терминов «источники административного права в судебном применении», под которым следует понимать совокупность общеобязательных административно-правовых предписаний, содержащихся в письменном акте компетентного субъекта или нескольких субъектов, которые использует суд при рассмотрении и разрешении конкретного дела и принятии соответствующего судебного решения, а также «применение источников административного права в судопро-изводстве», которое заключается в деятельности суда по поводу решения конкретного дела на основании административно-правовых предписаний, что имеет результатом принятия правоприменительного акта в виде судебного решения. На основании анализа функций источников административного права предложено объединить их в две группы: первичные и производные. Первичные функции выполняются непосредственно источниками права (гносеологическая, воспитательная, идеологическая, политическая функции и т. д.), а производные функции этих источников (охранная, регулятивная и другие) опосредуются через правовые нормы, объективируются в соответствующих источниках административного права.Предложено внести изменения и дополнения в КАС Украины, КУоАП, Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» с целью расширения возможности применения в том числе и производных источников права (акты судебной власти), совершенствование структуры судебного решения по разграничению в нем источников права, производных источников права и источников убедительного характера. The dissertation on the doctrinal level solves the scientific problem of the theory of administrative law, which consists in the application of sources of administrative law in the legal proceedings of Ukraine. The categorical apparatus of sources of administrative law in Ukraine was investigated, their features were revealed, their classification was carried out, functions of sources of administrative law and features of judicial application of sources of administrative law of Ukraine were analyzed. A model of a system of sources applied by courts in administrative legal proceedings and in adjudication of cases of administrative offenses is developed. This model includes the basic sources of law (normative acts and international treaties of Ukraine), derivative sources of law (decisions and conclusions of the Constitutional Court of Ukraine, the practice of the European Court of Human Rights, conclusions on the application of the norms of administrative law, set forth in the Supreme Court rulings, model decisions of the Supreme Court in administrative cases, court decisions on the recognition of unlawful and ineffective legal acts or their provisions), as well as sources of convincing character (individual acts, the administrative treaties, judicial practice, the legal doctrine, «soft law» and other optional regulators of administrative legal relations). On the basis of the analysis of the problems of judicial application of sources of administrative law some amendments and additions to the legislation were proposed for their solution.Item Понятійно-категоріальний апарат податкового права України(Національний університет "Львівська політехніка", 2019) Баїк, Оксана Іванівна; Остапенко, Олексій Іванович; Національний університет «Львівська політехніка»; Кравцова, Тетяна Миколаївна; Суббот, Анатолій Іванович; Зьолка, Валентин ЛеонідовичУ дисертаційному дослідженні в процесі комплексного аналізу понятійно-категоріального апарату податкового права України, а також проблемних питань, які виникають під час правового регулювання податкових правовідносин на основі податково-правових норм та настання відповідальності за порушення податкового законодавства вироблено рекомендації законодавчого і науково-теоретичного змісту щодо вдосконалення податкового права України та його понятійно-категоріального апарату. У дисертації шляхом аналізу логічного, лінгвістичного, семантичного та філософського значення «поняття» і «категорії» визначено їх загальні та особливі ознаки. Поряд з цим зазначено, що у податковому праві для змістовної характеристики його понятійно-категоріального апарату вживаються терміни, що мають податково-правове наповнення, які за допомогою слова чи словосполучення використовуються у податковому законодавстві та вживаються в науці податкового права України. Визначено, що в податковому праві України терміни «поняття» і «категорія» за своїм значенням є такими, що доповнюють один одного, обґрунтовуючи і позначаючи відносини у сфері податків, зборів, платежів, а також є взаємозалежними та взаємодіючими. Вони складають систему, яку можна визначити як понятійно-категоріальний апарат податкового права України. Водночас у дисертації зосереджено увагу на тому, що для врегулювання податкових правовідносин потрібно використовувати терміни, закріплені в нормах податкового законодавства України, яке повинно містити елементи їх узгодженості та єдності з метою використання у ПК України щодо інших норм податкового законодавства. За допомогою методологічних інструментів визначено, що понятійно-категоріальний апарат податкового права є результатом розвитку податкових правовідносин, а також появою з цього приводу нових підходів у розумінні та поясненні змісту і призначення понять та категорій, притаманних податковому законодавству. Визначено, що беззаперечний вплив на понятійно-категоріальний апарат податкового права України мають теорії податків, за допомогою аналізу яких розкрито їх сутність, що містить у собі зміст, поняття, порядок та регулярність сплати, а також розвиток науки оподаткування. Констатовано про зародження податкових відносин у пострадянських країнах на основі досвіду зарубіжних країн, в яких теорії податків активно розвивались впродовж усього часу. Наголошено на тому, що сьогодні в Україні податкове право є одним із нових правових інструментів у регулюванні національних ринкових відносин і разом з тим воно піддається частим змінам, які слід враховувати, видозмінювати та вдосконалювати. У науці права дотепер продовжується обговорення щодо визначення його місця у фінансовому праві України, адже його розглядають і як складний інститут фінансового права, і як його підгалузь, чи то навіть більше, окрему галузь права. Вважаємо, що сьогодні податкове право можна виокремлювати як підгалузь фінансового права. Разом з тим, за своїм предметом правового регулювання податкове право повинно стати в майбутньому окремою галуззю права з належними йому правовими інститутами. Важливе значення водночас має його понятійно-категоріальний апарат, аналізом та дослідженням якого займається наука податкового права. Своєю чергою, саме наука податкового права стосовно норм податкового права, які закріплені у джерелах податкового права, займається формуванням системи його понять та категорій, вивченням особливостей регулювання податкових правовідносин. Зазначено, що відтворення основоположних засад у податковому законодавстві України здійснюється на основі принципів, які будучи закріпленими у Конституції України, відображені у принципах національного податкового законодавства та принципах оподаткування, що сприяє належному врегулюванню податкових правовідносин. Податкові правовідносини, займаючи окреме місце у понятійно-категоріальному апараті податкового права, є достатньо об’ємною його категорією, яка окреслює такі поняття як «об’єкт податкових правовідносин», «предмет податкових правовідносин», «суб’єкт податкових правовідносин», «правовий статус суб’єктів податкових правовідносин», «юридичні факти», «податково-правові норми» та «відповідальність за порушення податкового законодавства». Обов’язковим для врегулювання податкових правовідносин є використання податково-правових норм, які є системним утворенням загальнообов’язкових правил (приписів) поведінки суб’єктів податкових відносин, що діють в межах, дозволених державою, з метою забезпечення і реалізації законних інтересів у податковій сфері. Саме за порушення податково-правових норм, що закріплені у податковому законодавстві, настає юридична відповідальність, яка, як достатньо об’ємне поняття податкового права України, викликає беззаперечний інтерес для дослідження. Зауважено, що підставами настання відповідальності є: 1) порушення податкового законодавства, за яке ПК України передбачає фінансову відповідальність; 2) проступки у сфері податків і зборів, за які відповідно до КУпАП настає адміністративна відповідальність; 3) злочини, що вчиняються шляхом ухилення від сплати податків, зборів, платежів, за які передбачено настання кримінальної відповідальності відповідно до КК України. В диссертационном исследовании в процессе комплексного анализа понятийно-категориального аппарата налогового права Украины, а также проблемных вопросов, возникающих во время правового регулирования налоговых правоотношений на основе налогово-правовых норм и наступления ответственности за нарушение налогового законодательства, выработаны рекомендации законодательного и научно-теоретического содержания по совершенствование налогового права Украины и его понятийно-категориального аппарата. В диссертации путем анализа логического, лингвистического, семантического и философского значения «понятия» и «категории» определены их особенности. Наряду с этим отмечено, что в налоговом праве для содержательной характеристики его понятийно-категориального аппарата используются термины, имеющие налогово-правовое наполнение, которые с помощью слова или словосочетания используются в налоговом законодательстве и применяются в науке налогового права Украины. Определено, что в налоговом праве Украины термины «понятие» и «категория» по своему значению являются дополняющими друг друга, обосновывая и обозначая отношения в сфере налогов, сборов, платежей, а также взаимосвязанными и взаимодействующими. Они составляют систему, которую можно определить как понятийно-категориальный аппарат налогового права Украины. В то же время в диссертации концентрируется внимание на том, что для урегулирования налоговых правоотношений следует использовать термины, закрепленные в нормах налогового законодательства Украины, которое должно содержать элементы согласованности и единства терминов, используемых в НК Украины относительно других норм налогового законодательства. С помощью методологических инструментов определено, что понятийно-категориальный аппарат налогового права является результатом развития налоговых правоотношений, а также появлением по этому поводу новых подходов в понимании и объяснении содержания и назначения понятий и категорий, присущих налоговому законодательству. Определено, что неоспоримое влияние на понятийно-категориальный аппарат налогового права Украины имеют теории налогов, с помощью анализа которых раскрыто их сущность, включая содержание, понятие, порядок и регулярность уплаты, а также развитие науки налогообложения. Констатировано о зарождении налоговых отношений в постсоветских странах на основе опыта зарубежных стран, в которых теории налогов активно развивались на протяжении всего времени. Отмечено, что сегодня в Украине налоговое право является одним из новых правовых инструментов в регулировании национальных рыночных отношений и вместе с тем оно подвергается частым изменениям, которые следует учитывать, видоизменять и совершенствовать. В науке права до сих пор обсуждается определение его места в финансовом праве Украины, ведь его рассматривают и как сложный институт финансового права, и как его подотрасль, и даже больше, отдельную отрасль права. Считаем, что сегодня налоговое право можно выделять как подотрасль финансового права. Вместе с тем, по своему предмету правового регулирования налоговое право должно стать в будущем отдельной отраслью права с принадлежащими ему правовыми институтами. Важное значение в то же время имеет его понятийно-категориальный аппарат, анализом и исследованием которого занимается наука налогового права. В свою очередь, именно наука налогового права относительно норм налогового права, закрепленных в источниках налогового права, занимается формированием системы его понятий и категорий, изучением особенностей регулирования налоговых правоотношений. Указано, что воспроизведение основополагающих принципов в налоговом законодательстве Украины осуществляется на основе принципов, закрепленных в Конституции Украины, которые отражены в принципах национального налогового законодательства и принципах налогообложения, что способствует надлежащему урегулированию налоговых правоотношений. Налоговые правоотношения, занимая особое место в понятийно-категориальном аппарате налогового права, являются достаточно объемной его категорией, которая определяет такие понятия как «объект налоговых правоотношений», «предмет налоговых правоотношений», «субъект налоговых правоотношений», «правовой статус субъектов налоговых правоотно-шений», «юридические факты»,«налогово-правовые нормы» и «ответственность за нарушение налогового законодательства». Обязательным для урегулирования налоговых правоотношений является использование налогово-правовых норм, которые выступают системным образованием общеобязательных правил (предписаний) поведения субъектов налоговых отношений, действующих в пределах, разрешенных государством, с целью обеспечения и реализации законных интересов в налоговой сфере. Именно за нарушение налогово-правовых норм, закрепленных в налоговом законодательстве, наступает юридическая ответственность, которая как достаточно объемное понятие налогового права Украины, вызывает безусловный интерес для исследования. Замечено, что основаниями наступления ответственности являются: 1) нарушение налогового законодательства, за которое НК Украины предусматривает финансовую ответственность; 2) проступки в сфере налогов и сборов, за которые в соответствии с КоАП наступает административная ответственность; 3) преступления, совершаемые путем уклонения от уплаты налогов, сборов, платежей, за которые предусмотрено наступления уголовной ответственности в соответствии с УК Украины. In the dissertation in the process of comprehensive analysis of the conceptual and categorical apparatus of the tax law of Ukraine, as well as issues arising in the legal regulation of tax relations, on the basis of tax norms and liability for violation of tax legislation, the recommendations of normative, scientific and theoretical content concerning the improvement of the tax law of Ukraine and its conceptual and categorical apparatus are developed. The dissertation determines general and specific features of the «concept» and «category» by analyzing their logical, linguistic, semantic and philosophical significance. In addition, it is noted that for a substantive characteristic of its conceptual and categorical apparatus in the tax law the terms with the tax and legal content are used which with the help of words or phrases are used in the tax legislation and in the science of tax law of Ukraine. It is determined that in the tax law of Ukraine the terms «concept» and «category» in their meaning are complementary, interrelated and interacting, justifying and denoting relations in the field of taxes, fees and payments. They constitute a system that can be defined as a conceptual and categorical apparatus of the tax law of Ukraine. At the same time, the dissertation focuses on the fact that in order to regulate tax relations it is necessary to use the terms fixed in the norms of the tax legislation of Ukraine, which should contain elements of their coherence and unity with the aim of using them in the Tax Code of Ukraine regarding other norms of tax legislation. With the help of methodological tools, it is determined that the conceptual and categorical apparatus of tax law is the result of the development of tax relations, as well as the emergence of new approaches in understanding and explaining the content and the purpose of the concepts and categories specific to the tax law. It is determined that the undeniable impact on the conceptual and categorical apparatus of the tax law of Ukraine has the theory of taxes, the analysis of which discloses their essence, incorporating the content, the notion, the order and regularity of payment, as well as the development of taxation science. It is stated about the origin of tax relations in the post-Soviet countries based on the experience of foreign countries in which the theory of taxes has been actively developing throughout the time. It is stressed that today in Ukraine tax law is one of the new legal instruments in the regulation of national market relations and at the same time it is exposed to frequent changes that need to be taken into account, modified and improved. In law science, the determination of its place in the financial law of Ukraine is still under discussion, as it is considered both as a complex institution of financial law, and as its sub-branch, or even more, a separate branch of law. We consider that today tax law can be distinguished as a sub-branch of financial law. At the same time, in the future in its subject of legal regulation, tax law should become a separate branch of law with its relevant legal institutions. Equally important is its conceptual and categorical apparatus, which is studied and analyzed in the science of tax law. In turn, science of tax law deals with the formation of the system of its concepts and categories, as well as studies features of regulation of tax relations. It is noted that reproduction of the fundamental principles in the tax legislation of Ukraine is carried out on the basis of principles fixed in the Ukrainian Constitution and reflected in the principles of the national tax legislation and the principles of taxation, which contributes to the proper regulation of tax relations. Tax relations, occupying a separate place in the conceptual-categorical apparatus of the tax law, are a sufficiently voluminous category, which designates such concepts as «object of tax relations», «subject-matter of tax relations», «subject of tax relations», «legal status of subjects of tax relations», «legal facts», «tax norms» and «liability for violation of tax legislation». For the settlement of tax relations it is necessary to use tax norms which are the systemic establishment of mandatory rules (prescriptions) of the behavior of subjects of tax relations, existing within the limits permitted by the state for the purpose of ensuring and realizing legitimate interests in the tax sphere. Legal liability, as a sufficiently voluminous concept of the tax law of Ukraine which makes an indisputable interest for research, comes for violation of tax regulations, fixed in tax legislation. It is noticed that the grounds for liability are: 1) violation of tax legislation, for which the Tax Code of Ukraine provides financial responsibility; 2) misdemeanors in the field of taxes and fees, involving administrative liability in accordance with Code of Administrative Offenses of Ukraine; 3) crimes committed through evading taxes, fees and payments involving criminal liability in accordance with the Criminal Code of Ukraine.Item Теорія і практика протидії нелегальній міграції органами Державної прикордонної служби України: адміністративно-правовий аспект(Національна академія Державної прикордонної служби України імені Богдана Хмельницького, 2019) Мота, Андрій Федорович; Остапенко, Олексій Іванович; Національна академія Державної прикордонної служби України імені Богдана Хмельницького Адміністрації Державної прикордонної служби України; Курило, Володимир Іванович; Пєтков, Сергій Валерійович; Ігонін, Руслан ВладиславовичДисертація присвячена теоретичному дослідженню особливостей протидії нелегальній міграції й науковому пошуку практичного удосконалення діяльності Державної прикордонної служби щодо розв’язання міграційних проблем за сучасних умов охорони державного кордону України. Системно аналізуються доктринальні підходи адміністративного права, положення національного й закордонного законодавства, специфіка його реалізації для обґрунтування пропозицій і опрацювання висновків стосовно правового регулювання у сфері міграції та забезпечення прикордонної безпеки. Розкрито соціальну зумовленість протидії нелегальній міграції в охороні державних кордонів відповідно до ретроспективи становлення прикордонної служби, необхідності і доцільності такої діяльності у різних суспільно-політичних формаціях. Здійснено аналіз правового регулювання протидії нелегальній міграції в Україні. Запропоновано розуміння нелегальної міграції як асоціального явища, що становить об’єкт протидії органами охорони державного кордону. Протидія нелегальній міграції розглядається в право-охоронному, профілактичному і правозахисному значенні. Виокремлено організаційні структури протидії нелегальній міграції у складі Державної прикордонної служби України. Проаналізовано їх взаємодію з іншими суб’єктами протидії нелегальній міграції. З’ясовано особливості застосування адміністративного примусу в діяльності з протидії нелегальній міграції органами Державної прикордонної служби України. Досліджується адміністративно-процесуальна діяльність у справах про адміністративні правопорушення нелегальних мігрантів, провадженні з примусового повернення і видворення іноземців (осіб без громадянства), проведенні реадмісії. Встановлено детермінанти нелегальної міграції, охарактеризовано віктимність і латентність міграційних правопорушень, протидію яким віднесено до компетенції Державної прикордонної служби України. Проаналізовано ідентифікацію нелегальних мігрантів, які виявляються в оперативно-службовій діяльності з охорони державного кордону. Здійснено характеристику профілактики нелегальної міграції органами Державної прикордонної служби України. Диссертация посвящена теоретическому исследованию особенностей противодействия нелегальной миграции и научному поиску практического совершенствования деятельности Государственной пограничной службы по решению миграционных проблем в современных условиях охраны государственной границы Украины. Системно анализируются доктринальные подходы административного права, положения национального и зарубежного законодательства, специфика его реализации для обоснования предложений и выводов относительно правового регулирования в сфере миграции и обеспечения пограничной безопасности. Раскрыта социальная обусловленность противодействия нелегальной миграции в охране государственных границ в соответствии с ретроспективой становления пограничной службы, необходимостью и целесообразностью такой деятельности в различных общественно-политических формациях. Осуществлен анализ правового регулирования противодействия нелегальной миграции в Украине. Акцентировано внимание на идеологии интегрированного управления границами, которая является основой адаптация ряда положений европейского опыта в охране государственной границы Украины. Предложено понимание нелегальной миграции как асоциального явления, составляющего объект противодействия органами охраны государственной границы. Противодействие нелегальной миграции рассматривается в правоохранительном, профилактическом и правозащитном смысле. Выделены организационные структуры противодействия нелегальной миграции в составе Государственной пограничной службы Украины и проанализировано их взаимодействие с другими субъектами. Осуществлен анализ системы мест временного содержания в Государственной пограничной службе Украины, предназначенных для административного задержания нелегальных мигрантов. Режим содержания нелегальных мигрантов рассматривается как составляющая миграционного режима, введенного в местах временного содержания для безопасности содержания задержанных лиц, исходя из необходимости их локализации. Установлены особенности применения административного принуждения в деятельности по противодействию нелегальной миграции органами Государственной пограничной службы Украины. Охарактеризованы понимание и назначение регистрации в регулировании миграционных процессов. Предложен термин «административно-миграционное принуждение» для обозначения мер, направленных на устранение возможности пребывания на территории государства нежелательного лица. Исследуется процессуальная деятельность органов Государственной пограничной службы Украины по делам об административных правонарушениях нелегальных мигрантов. Рассматриваются порядок и условия применения принудительного возвращения и принудительного выдворения иностранцев (лиц без гражданства). Практическое воплощение соглашений о реадмиссии связывается с осуществлением органами (подразделениями) охраны государственной границы взаимодействия, юрисдикционных и обеспечивающих полномочий. Установлено детерминанты нелегальной миграции и ее значение как специального фонового явления для общественно опасных правонарушений. Охарактеризованы виктимность и латентность миграционных правонарушений, противодействие которым отнесено к компетенции Государственной пограничной службы Украины. Проанализирована деятельность по идентификации нелегальных мигрантов, которые выявлены в процессе охраны государственной границы. Установлены виды идентификационной деятельности Государственной пограничной службы Украины. Осуществлено характеристику профилактики нелегальной миграции органами Государственной пограничной службы Украины. Обоснована система форм профилактики правонарушений по противодействию нелегальной миграции, которая предусматривает процессуальный и оперативно-служебный блоки. The dissertation is devoted to theoretical research of peculiarities of coun-teraction to illegal migration and scientific search for practical improvement of activity of the State Border Guard Service in solving migration problems under the current conditions of protection of the state border of Ukraine. The doctrinal ap-proaches of administrative law, the provisions of national and foreign legislation, the specifics of its implementation to substantiate the proposals and elaborate conclusions on legal regulation in the field of migration and the provision of bor-der security are systematically analyzed. The social precondition of counteraction to illegal migration in the protection of state borders in accordance with the retro-spective of the establishment of the border service, the necessity and expediency of such activities in various socio-political formations is disclosed. Legal regulation of counteraction to illegal migration in Ukraine has been analyzed. Understanding illegal migration as an antisocial phenomenon, which is an object of counteraction to the authorities of the state border guard is proposed. Counteraction to illegal migration is considered in the law-enforcement, preventive and humanrights meanings. Organizational structures for counteraction to illegal migration are identified as part of the State Border Guard Service of Ukraine. Their interaction with other actors to counteract illegal migration has been analyzed. The features of the application of administrative compulsion in counteraction to illegal migration by the bodies of the State Border Guard Service of Ukraine have been clarified. Administrative-procedural activity in cases on administrative offences of illegal migrants, proceedings for the forced return and expulsion of foreigners (stateless persons), conduct of readmission investigated. Determinants of illegal migration have been established, victimization and latency of migratory offences, the counteraction of which is attributed to the competence of the State Border Guard Service of Ukraine is characterized. The identification of illegal migrants, which are detected in operational-service activities on the protection of the state border, has been analyzed. Characteristics of the prevention of illegal migration by the bodies of the State Border Guard Service of Ukraine are carried out.