Browsing by Author "Чухрай, Андрій Ігорович"
Now showing 1 - 1 of 1
- Results Per Page
- Sort Options
Item Адаптування бізнес-моделей машинобудівних підприємств до умов динамічних ринків(Національний університет "Львівська політехніка", 2015) Чухрай, Андрій ІгоровичУ дисертації розглянуто сутність бізнес-моделей підприємств та основні засади їх формування. Розвинено поняття “бізнес-модель підприємства” шляхом поєднання ціннісного і вартісного підходів до розуміння її сутності.Удосконалено структуризацію бізнес-моделей машинобудівних підприємств з виділенням шести структурно-параметричних блоків.Систематизовано ознаки динаміки ринків машинобудівної продукції та сформовано перелік основних проблем їх розвитку. Розроблено модель “життєвого циклу ”стратегічних завдань бізнес-моделі підприємства з використанням інструментарію динамічного програмування. Розроблено положення щодо антисипативного управління машинобудівними підприємствами в умовах динамічного ринкового середовища з використанням бізнес-моделей. Удосконалено технологію адаптування існуючої бізнес-моделі машинобудівного підприємства до умов динамічного ринку, а також технологію обґрунтування вибору нової бізнес-моделі. The thesis deals with the essence and basic principles of the formation of enterprises business models. The concept of “business model of an enterprise” through a combination of value and cost approaches to the understanding of its nature is developed. The structuring of engineering enterprise business models with the selection of six structural ‒ parametric units is improved. The dynamics features of engineering products markets are systemized and the main problems of their development are listed. The “life cycle” model of strategic tasks of the engineering enterprise business model with the use of tools of dynamic programming is elaborated. A guideline on the use of business models for building enterprise anticipative management in a dynamic market environment is developed. The adaptation technology of the business model engineering enterprise to the dynamic market conditions is improved as well as the technology grounding of building enterprise business model selection. В диссертации рассмотрена сущность бизнес-моделей предприятий и приведены основные принципы их использования. Предложена авторская трактовка понятия“бизнес-модель”предприятия путем объединения ценностного и стоимостного подходов к пониманию ее сущности. Соответственно бизнес-модель предприятия рассматривается как управленческая концепция по созданию ценности для клиентов и общества, а также при умножению стоимости предприятия на основе существующих ключевых компетенций и выбранного стратегического набора для достижения поставленных целей. Проведена декомпозиция бизнес–моделей промышленных предприятий, в результате чего усовершенствована структуризация бизнес-моделей машиностроительных предприятий с выделением шести структурно-параметрических блоков: инфраструктурного, ресурсного, маркетингового, организационного, контрагентного блоков и блока организационной культуры. Систематизированы признаки динамики рынков машиностроительной продукции, среди которых выделены экономический, технологический, товарный и конкурентный. Выявлено наличие на отечественных рынках машиностроительной продукции значительного перечня проблем, среди которых: высокий отток клиентов; явление конвергенции рынков; обострение конкуренции; недостаток высококвалифицированных кадров и средств на внедрение менеджмента изменений, обновление технологий, внедрение продуктовых инноваций; запоздалость реакции на рыночные сигналы. Разработана модель "жизненного цикла" стратегических задач бизнес-модели предприятия, описывающая с помощью инструментария динамического программирования процесс сбалансирования "портфеля задач", в котором "жизненные циклы" стратегических задач сбалансированы по срокам прохождения этапов и по объемам ожидаемой прибыли. Использование данной модели будет способствовать достижению баланса между различными стратегическими задачами, и облегчать процесс принятия управленческих решений. В диссертации разработано положение по использованию бизнес-модели машиностроительного предприятия для антисипативного управления в условиях динамической рыночной среды. Антисипативное управление предприятием предлагается проводить в несколько этапов, а именно: раннее выявление рыночных сигналов и отклонений; просмотр и/ или корректировка целей; проведение SWOT-анализа бизнес-модели в целом и каждого ее структурно-параметрического блока в частности; прогнозирование сценария развития внешней среды; генерирование альтернатив бизнес-модели по сценариям с помощью матрицы стратегических альтернатив, выбор бизнес-модели и ее реализация; контроль за реализацией и управление рисками. При этом предусмотрены два способа развития предприятия: выбор и реализация новой бизнес-модели или адаптация существующей. Усовершенствована технология адаптации бизнес-модели машиностроительного предприятия к условиям динамичного рынка, предусматривающая создание на предприятии стратегической системы раннего выявления слабых рыночных сигналов и оперативной системы раннего предупреждения об отклонениях от запланированных показателей. Технология адаптации включает последовательное осуществление следующих этапов: осознание необходимости пересмотра существующей бизнес-модели машиностроительного предприятия; анализ внешней и внутренней среды, просмотр и/ или корректировка приоритетных целей; просмотр и/ или корректировка существующих структурно-параметрических блоков бизнес-модели, определение критических и существенных процессов отдельных структурно-параметрических блоков бизнес-модели; просмотр и/или корректировка существующего “стратегического набора”. Использование этой технологии повышает адаптогенность машиностроительных предприятий. Усовершенствована технология обоснования выбора новой бизнес-модели машиностроительного предприятия, предусматривающая последовательную реализацию пяти основных этапов: генерирование альтернативных сценариев бизнес-моделей предприятия с помощью матрицы стратегических альтернатив; выбор типа сценариев и критерия отбора сценариев бизнес-моделирования деятельности предприятия; составление словесного описания сущности каждой стратегической альтернативы и их SWOT-анализ; проведение маркетингового исследования ожиданий и преференций целевых групп потребителей; экономическое оценивание, составление “дерева решений” и выбор бизнес-модели исследуемого предприятия. Проведен конкретный расчет на примере деятельности ООО Завод “Электропобутприлад“. Выбор новой бизнес-модели завода осуществлялся путем сравнительного анализа альтернативных сценариев на основе двух критериев: степень индивидуализации конечного изделия; платформа для реализации продукции. Исследования подтверждают действенность предложенных технологий для обеспечения эффективной целенаправленной адаптации предприятия к условиям динамического рынка.