Browsing by Author "Mатяшук, Валентина Петрівна"
Now showing 1 - 1 of 1
- Results Per Page
- Sort Options
Item Створення і розвиток ліцеїв військового спрямування України (1991–2005 рр.)(Національний університет "Львівська політехніка", 2007) Mатяшук, Валентина ПетрівнаУ дисертації на основі аналізу джерел, наявних спеціальних праць, публікацій, власних спостережень і досліджень дисертанта висвітлено історію створення і розвитку ліцеїв військового спрямування України (1991-2005 рр.), розкриті головні фактори, які впливали на цей процес, визначені особливості здійснення організації їх діяльності, нормативно-правового, фінансового, теріально-технічного та кадрового забезпечення, узагальнено досвід діяльності цих закладів за визначений хронологічний період. Зміст дисертації розкрито у чотирьох розділах. Автором також надані пропозиції стосовно основних напрямків подальшого розвитку ліцеїв військового спрямування, покращення ефективності їх діяльності.Диссертация посвящена исследованию вопроса создания и развития лицеев военной направленности Украины в указанный хронологический период, особенностей организации их деятельности и обобщению опыта работы. Содержание диссертации раскрыто в четырех разделах. В первом разделе проводится анализ научной литературы и источников по выбранной теме. Определено, что вопросы создания, становления и функционирования лицеев военной направленности Украины отдельно военной наукой не изучались. Имеющиеся труды посвящены высшей военной школе. Проблемы, касающиеся лицеев, в них затронуты поверхностно, в общих чертах. Большой интерес для проведения исследования представляли выступления главных руководящих лиц Министерства обороны и Министерства образования Украины, научно-теоретические и научно-практические статьи на темы военного образования, различные сообщения в средствах массовой информации о лицеях военной направленности. Главными источниками стали материалы делопроизводства Департамента военного образования и науки, а также материалы делопроизводства самих лицеев. Использование совокупности всех вышеупомянутых материалов помогло избежать одностороннего освещения событий. Во втором разделе автор раскрывает факторы, сыгравшие решающую роль при принятии решения о необходимости создания заведений довузовской военной подготовки в независимой Украине. Ими стали, прежде всего, сложившиеся исторические традиции, поскольку на той части территории Украины, которая входила в состав Российской империи, успешно функционировали царские кадетские корпуса, аналогом которых в советский период стали суворовские военные училища. Деятельность кадетских корпусов и суворовских училищ получила высокую оценку современников, ибо было доведено, что в деле подготовки кандидатов для поступления в высшие военные учебные заведения они преуспевают гораздо более, чем обыкновенные школы. Вторым фактором стало наличие и успешная работа аналогичных заведений за рубежом. Дана общая характеристика организации деятельности заведений довузовской военной подготовки России, Белоруссии, Казахстана, Турции, Франции, установлен положительный опыт их работы и возможность его применения в Украине. В третьем разделе исследован процесс создания и становления лицеев, разделенный автором на три этапа на основании принятия важных для их развития нормативных актов, и его нормативно-правовое обеспечение. Показано, что проведенное реформирование начального военного образования не имело надлежащего научного обоснования, не всегда имело четкую практическую направленность и по состоянию на 2005 год не в полной мере способствовало повышению эффективности функционирования этих заведений. В четвертом разделе диссертант раскрывает особенности организации учебно-воспитательной работы лицеев, их материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение, а также исследует результативность их работы путем анализа итогов поступления выпускников лицеев в высшие военные учебные заведения и количества лицеистов льготных категорий, которые в них обучаются. На основании проведенного всестороннего анализа деятельности лицеев военной направленности автор предлагает пути дальнейшего их развития и повышения результативности всех форм их деятельности.The dissertation is devoted to the questions of the creation and development of military secondary schools in Ukraine (1991-2005). This subject is very important today because of Ukraine military reforms. The dissertation analyses the process of creation of the first link of Ukrainian military education. It was investigated the factors, which had an influence on it. It analyses the origins and development of the pre-institute military education in the other countries. The dissertation gives a general description of their activities. It defines the positive tendencies which can introduce into practice of the Ukrainian military secondary schools. The formation of legislative base of the process creation and function of Ukrainian pre-institute military education during 1991-2005 years are considered in the work. It analyses in accordance with adopted normative-legal documents to practical measures of expansion of the first link system of Ukrainian military education. The dissertation gives a general description of work of pre-institute education's schools. It considers the questions in accordance with results of these institutions' work. This issue isn't worked out in today's military or pedagogical science.