Технологические системы. – 2014. – Выпуск 3 (68)
Permanent URI for this collectionhttps://ena.lpnu.ua/handle/ntb/26320
Научно-технический журнал
Международный мультидисциплинарный журнал специалистов наукоемкого машиностроения.
Технологические системы : научно-технический журнал / главный редактор Кривов Г. А. – Киев, 2014. – № 3 (68). – 79 с.
Browse
Item Износостойкость в вакууме детонационных покрытий CR-SI-B, содержащих дисульфид молибдена(ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Бабак, В. П.; Недайборщ, С. Д.; Щепетов, В. В.Приведены результаты испытаний в условиях вакуума характеристик трения и износа разработанных детонационных покрытий Cr-Si-B, которые дополнительно в качестве антифрикционного компонента содержат добавку твердой смазки в виде диспергированного дисульфида молибдена. Полученные характеристики трения и изнашивания исследуемых покрытий сравнивались со значениями износостойкости детонационного покрытия из твердого сплава типа ВК15 и поверхностных слоев полученных в результате термодиффузионного легирования бором, ванадием и хромом. Отмечено высокое сопротивление износу покрытий, содержащих дисульфид молибдена. С помощью современных физических методов анализа изучен качественный и количественный состав поверхностных слоев. Представлены микрофотографии поверхностей трения, при изучении поверхностного слоя, в котором протекают процессы активирования, использован электронографический анализ. При этом подчеркнуто, что твердосмазочная поверхностная пленка кроме антифрикционного действия обладает и антиизносными свойствами. Установлено что износостойкость покрытий обеспечивается созданием разделяющего ювенильные поверхности тонкопленочного объекта, представляющего продукт безкислородных структур на основе интерметаллидных фаз химических элементов входящих в состав покрытия. Разработанные для практики, исследуемые детонационные покрытия Cr-Si-B, показали высокие триботехнические характеристики во всем диапазоне испытаний, моделирующих работу узла трения в условиях разреженной атмосферы. При этом, средством регулирования износа и обеспечения высокой антифрикционности покрытий в вакууме является применение в их составе твердосмазочного материала, через структуру оказывающую влияние на уровень адаптации при трении за счет модифицированных поверхностных слоев, способных блокировать разрушение и экранировать недопустимые процессы схватывания. This article presents the results of tests under vacuum conditions characteristics of friction and wear, elaborated detonation coating Cr-Si-B, as the anti-friction additive component contains a solid lubricant in dispersed form of molybdenum disulfide. Results of research and characteristic of a friction and intensity of the wear process of the investigated coatings were compared with the wear resistance of detonation coatings of carbide type VK15 and surface layers obtained from the thermal diffusion alloying with boron, vanadium and chromium. It was noted the high wear resistance of coatings containing molybdenum disulfide. With the help of using modern physical methods of analysis was reviewed qualitative and quantitative composition of the surface layers. The work presents the photomicrographs of the friction surfaces, while studying the surface layer, in which processes of activation are under way, used electron-diffraction analysis. It was stressed that solid lubricating surface film except for anti-friction action has anti-wear properties. It had been established that wear-resistant coatings is provided by the creation of the surface of the thin film separating of juvenile object, representing the product anoxic structures based intermetallic phases chemical elements included in the coating composition. Developed for the practices, investigated detonation coating Cr-Si-B, showed high tribological characteristics in the whole range of tests, modeling work of the friction unit in a rarefied atmosphere. In doing so, means to regulate of wear and ensure a high antifriction coatings in vacuum is application in their structure of the solid material, through the structure influences the level of adaptation of the friction due to the modified surface layers that can block the destruction and shielded the unacceptable setting processes.