Технологические системы. – 2014. – Выпуск 1 (66)

Permanent URI for this collection

Научно-технический журнал

Международный мультидисциплинарный журнал специалистов наукоемкого машиностроения.

Технологические системы : научно-технический журнал / главный редактор Кривов Г. А. – Киев, 2014. – № 1 (66). – 89 с.

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 16 of 16
  • Item
    Технологическое проектирование сборных частей планера самолета из полимерных композиционных материалов
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Кривов, Г. А.; Бычков, С. А.; Матвиенко, В. А.; Романович, Г. Н.
    Представлена структура и особенности технологического проектирования сборных частей планера самолета из полимерных композиционных материалов. Описаны особенности конструкций сборочных частей, которые влияют на выбор метода сборки. Приведены технологическая, прочностная и конструкторская концепции соединений, подлежащие учету при технологическом проектировании. Сформулированы основные направления совершенствования конструкций соединений и разработки технологий их выполнения. Article presents the structure and features of the technological design of assembly parts of the airframe made of polymer composites. Describes the design features of assembly parts that affect the choice of the assembly method. Technology, strength and design concept of joints to be considered in the technological design a given. The main directions of improving of joints design and technology development are represented.
  • Item
    Преимущества поэтапного формирования системы проектного менеджмента в рамках системы менеджмента качества продукции на предприятиях наукоемкого машиностроения со сложившимися традициями проектного управления
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Рудюк, Г. И.; Кривов, Г. А.; Зворыкин, К. О.
    Представлено обоснование целесообразности формирования системы проектного менеджмента (СПМ) на её начальном этапе в рамках системы менеджмента качества продукции, как правило, успешно функционирующей на большинстве предприятий наукоемкого машиностроения, в том числе в отечественных самолётостроительных предприятиях. Создается возможность решения проблем и задач проектного менеджмента, существующих как при создании СПМ, так и в последующем. Важным условием создания современной СПМ является базирование на PLM-решениях. Показана полезность СПМ для эффективной деятельности отечественного самолетостроительного предприятия. Substantiation of expediency of forming the system of project management (SPM) at its initial stage in the framework of the system of quality management, which, as a rule, are successfully operating on the most hightech enterprises of mechanical engineering, including domestic aircraft building enterprises. It is creates the possibility of solving problems and tasks of project management, that exist as when creating SPM, and in later. An important condition for the creation of a modern SPM is the basing on PLM-solutions. It is shown the usefulness of the SPM for the efficient operation of domestic aircraft plant.
  • Item
    Расчетно-экспериментальный анализ тепловых процессов сварки
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Сливинский, А. А.; Препияло, А. А.; Бондаренко, В. Л.; Слюта, В. П.
    В статье представлены результаты сравнительного расчетно-экспериментального анализа тепловых процессов сварки тонколистовой нержавеющей стали аргонодуговым способом вольфрамовым электродом и перспективным методом импульсно-дуговой сварки плавящимся электродом в защитном газе — СМТ. Приведены результаты численного решения задачи теплопроводности методом конечных элементов на базе модели объемного двойного эллипсоидного источника нагрева. Верификация полученных результатов проводилась путем сравнения расчетных термических циклов с экспериментально зарегистрированными во время сварки. Подтверждены технологические и экономические преимущества применение СМТ-метода для соединения тонколистового нержавеющего металла по сравнению с аргонодуговой сваркой вольфрамовым электродом. The article presents the results of a comparative computational and experimental analysis of the thermal processes of thin-sheet stainless steel welding using TIG and CMT methods. In addition, it presents the results of computation of heat conduction problem using finite element method based on the double ellipsoidal heat source model. Verification of the results was carried out by comparing the calculated thermal cycles with the ones that are registered experimentally during welding. Confirmed the technological and economic benefits ofusing CMT method for joining thin-sheet stainless steel instead of TIG welding method.
  • Item
    Износостойкость детонационных покрытий системы FeAl2-Ti-Si при нагружении трением в условиях повышенных температур
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Бабак, В. П.; Лисовой, Е. Н.; Мирненко, В. И.; Щепетов, В. В.
    Исследовано трение и износ детонационных композиционных покрытий FeAl2-Ti-Si в условиях высокотемпературного трения. Обоснован выбор композиции и ее оптимальный состав для напыления износостойких покрытий, нагруженных трением в условиях высоких температур. Отмечено, что положительное воздействие на структуру, свойства и качество многокомпонентных покрытий оказывают легирующие элементы при определенных концентрациях, а также технологические параметры напыления. Показано, что кремний и титан способствуют образованию сложнолегированных высокотемпературных соединений, обладающих повышенным сопротивлением износу. Максимальную микротвердость имеют покрытия FeAl2-Ti при содержании титана ~28%, при этом механические свойства материала повышаются путем дополнительного легировании кремнием~22% бора. В свою очередь, при расходах рабочих газов ацетилена-кислорода ~(22–27)г/л обеспечивается стабильность технологических параметров напыления, неизменность химического состава и постоянство свойств покрытий. При нагрузке 5,0 МПа, скорости скольжения 1,5 м/с и температуре до 650 °С покрытия системы FeAl2-Ti-Si проявляют устойчивую структурную приспосабливаемость, обеспечивающую минимизацию параметров трения и изнашивания. Металлографический анализ и профилографирование образцов свидетельствуют о том, что на поверхностях трения отсутствуют заметные повреждения, а отдельные очаги схватывания локализуются в тонкопленочных поверхностных слоях. Определены высокая адгезия, физико-механические характеристики и сопротивление износу покрытий в условиях повышенных температур, современными физико-химическими методами анализа изучены структура и свойства тонкопленочных поверхностных объектов. Установлено что, сочетание механических и физико-химических характеристик обеспечивает широкие возможности использования покрытий FeAl2-Ti-Si в условиях высокотемпературного износа. The investigation results of friction and wear of the developed detonation composite coatings FeAl2-Ti-Si under high-temperature friction conditions are presented. The choice of FeAl2-Ti-Si composition and its optimal content for spraying of wear-resistant coatings loaded with friction under high-temperature conditions are justified. It is noted that the alloying elements at definite concentrations and technological parameters of spraying have positive influence on structure, properties and quality assurance of multicomponent coatings. It is shown that the introduction of silicon and boron promote the formation of hard-alloy high-temperature compounds with increased wear resistance. The maximum microhardness corresponds to the Cr–Si coatings with ~28% titan content. Besides, the mechanical properties of the obtained material are improved by additional alloying of ~22% silicon. In turn, the coatings plating at working gas flow rate in a ratio for acetylene ~(20/25) l/min and oxygen ~(22/27) l/min provides the chemical composition and spraying process parameters permanence as well as constant properties of coatings. The obtained results show that for the coatings of FeAl2-Ti-Si system at loading 5.0 MPa, sliding speed 1.5 m/s and temperature up to 650 °С the stable performance of structural adaptability, which provides the friction and wear parameters minimization, is demonstrated. The metallographic analysis and strip chart recording of specimens indicate that the friction surfaces are characterized with the absence of visible defects; the separate cold-welded regions are located in thin-film surface layers. The composition, structure and tribological durability of coatings produced from the elements of resource base of the country were studied; their high adhesion, physical and mechanical characteristics and wear resistance under high-temperature conditions were defined. The thin-film surface structures pattern and properties were investigated with the help of modern physical and chemical methods of analysis. It was determined that the combination of mechanical, physical and chemical properties of the investigated coatings provides wide opportunities for their usage as effective materials under high-temperature wear conditions. According to the test results, the application of the investigated composite coatings for friction units efficiency improvement provides their operational reliability in accordance with requirements and opportunities that appear with the development of a new competitive material for wear-resistant coatings obtained with the help of detonation method.
  • Item
    Выбор способа получения неразъемного сварного соединения в системах железо-ниобий, сталь-ниобий
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Зворыкин, К. О.; Зворыкин, В. Л.
    Рассмотрен подход к выбору наиболее рационального способа сварки для пар железо-ниобий (FeNb), сталь-ниобий (сталь-Nb) с плоскими соединяемыми поверхностями и площадью зоны контакта, составляющей 1…4 см2. Показано, что наиболее приемлемыми являются способы сварки, исключающие переход в жидкое состояние и ограничивающие диффузионные процессы в зоне сварного шва. Предложено осуществлять выбор способа сварки в два этапа: вначале выполнение предварительного анализа и отбора способов сварки, после которых выполняется факторный анализ степени достижения цели каждым из отобранных способов. This is given the approach to selection of the most rational method of welding for couples iron-niobium (Fe-Nb), steel-niobium (steel-Nb) with the flat joined surfaces and with the area of the contact patch 1...4 cm2. It is shown that the most appropriate are the methods of welding, excluding the transfer in the liquid state in the zone of the weld. It is proposed to select the welding process by two stages: first perform a preliminary analysis and selection of welding methods, after which performed a factor analysis of how each of the selected methods can achieve the target.
  • Item
    Особенности формирования фаз типичных проектов и программ наукоемкого машиностроения
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Зворыкин, К. О.; Кривова, С. Г.; Пшеничный, В. И.
    Представлены рекомендации по разделению типичных проектов наукоёмкого машиностроения как минимум на четыре проектные фаза: «Начало», «Исполнение», «Реализация» и «Завершение». Показана целесообразность формирования аналогий между этапами жизненного цикла проекта и соответствующими этапами жизненного цикла изделия. Provides recommendations for separation of typical high-tech engineering projects at least four design phase: «Start», «Design», «Implementation» and «Completion». It is shown the usefulness of analogies between the stages of the project lifecycle and the corresponding stages of the product lifecycle.
  • Item
    Разработка технологии выполнения соединений крепежом с тарированной затяжкой
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Матвиенко, В. А.; Рудько, А. Н.; Братухин, В. А.; Куличенков, В. А.
    В статье представлен опыт разработки технологии выполнения соединений новым типом крепежа — крепежом с тарированной затяжкой по ОСТ 1 00750. Указаны основные конструктивно-технологические особенности крепежа. Описаны процедура и содержание выполненных опытно-конструкторско-технологических работ, представлены основные результаты. The article presents the experience of developing technology to make the joints using a new type of fasteners - fasteners with torque tightening according to OST 1 00750. Major structural and technological features of fasteners are showed. Described procedure and the content of experimental design and technological works, presents the main results.
  • Item
    Корозійні ураження стикових накладок кілів літаків типу МІГ-29
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Бологін, А. С.
    Наведено результати досліджень щодо встановлення причин розвитку корозії на силових елементах кілів літаків типу МіГ-29. Results of researches on an determination of the reasons of development corrosion on elements of tails of planes type МiG-29.
  • Item
    Совершенствование технологии обработки точных отверстий под крепеж при сборке авиационных конструкций, содержащих элементы из полимерных композиционных материалов
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Матвиенко, В. А.; Рудько, А. Н.; Комонов, А. П.; Косой, Э. А.; Заколюкин, А. С.
    Представлены результаты экспериментальных работы с отработки технологии обработки точных отверстий под крепеж при сборке авиационных конструкций, содержащих элементы из полимерных композиционных материалов, с использованием сверлильной машины с автоматической подачей. Проанализированы результаты усталостных испытаний образцов соединений. The results of experimental work with the development of the technology of processing precision fastener holes during assembly of aircraft structures containing elements of polymeric composite materials, using the drilling machine with automatic feed, are presented. The results of fatigue tests of joining samples are described.
  • Item
    Профильное глубинное шлифование деталей турбин газотурбинных двигателей
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Кондратюк, Э. В.; Леонтьев, В. А.; Шурша, А. В.; Величко, С. И.; Довгаль, В. А.
    В статье рассмотрены разработка технологического процесса и установление оптимальных значений режимов обработки при профильном глубинном шлифовании высокоскоростными кругами фирмы «Tyrolit» жаропрочных сплавов ЖС6У-ВИ, ЖС32-ВИ, ЖС26-ВИ. In the article were considered technological process development and optimal production mode values selection for profile deep grinding of heat-resistant alloys ЖС6У-ВИ, ЖС32-ВИ, ЖС26-ВИ with high-speed disks «Tyrolit».
  • Item
    Проектирование агрегатов фюзеляжа самолета из композитов
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Двейрин, А. З.; Костюк, В. А.; Головченко, Я. О.; Карпов, Я. С.
    Рассмотрена общая структура процесса проектирования. Выполнен обзор работ по проектированию конструкций из композиционных материалов. Рассмотрены методы и основной принцип проектирования конструкций из композитов. Продемонстрирована возможность реализации вышеуказанного принципа и методов проектирования на примере конструкции отсека вспомогательной силовой установки регионального пассажирского самолета Ан-148-100. The general structure of the design process was reviewed. A review of composite structures design was made. The methods and the basic principle of the composite structures design were reviewed. The possibility of implementing of the foregoing principle and design techniques was demonstrated by the example of the design of the auxiliary power unit compartment regional passenger aircraft An-148-100.
  • Item
    О развитии системы проектного менеджмента ГП «Антонов»
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Кива, Д. С.; Кордянин, Ю. И.
    Завершен первый этап совместных работ специалистов государственного предприятия «АНТОНОВ» и публичного акционерного общества «Украинский научно-исследовательский институт авиационной технологии», в результате которых разработан проект общеметодологического стандарта системы проектного менеджмента ГП «АНТОНОВ». В статье рассматриваются вопросы, касающиеся подходов к созданию системе проектного менеджмента с учетом мирового опыта и существующих элементов проектной деятельности предприятия, дается краткая характеристика такой системы, оценивается ее важность для повышения эффективности работы предприятия. It is completed the first step of common works done by experts from ANTONOV, State-owned Enterprise and Ukrainian Research Institute of Aviation Technology, Public Joint-Stock Company. As a result of these works, Draft of ANTONOV Project Management System Standard has been prepared. This paper reviews some issues regarding approaches to creating project management system based on the world’s experience and existing elements of the enterprise project activities, and characterizes such a system, and estimates its importance for enhancing efficiency of the enterprise activity.
  • Item
    Создание градиентной структуры при поверхностной интенсивной пластической деформации
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Даниленко, Н. И.; Подрезов, Ю. Н.; Фирстов, С. А.; Шейкин, С. Е.
    Представлены результаты исследования изменения механических характеристик в приповерхностных слоях сплавов на основе титана и железа, упрочненных методами интенсивной поверхностной деформации. Поверхностное упрочнение осуществлялось методами протягивания, проягивания с вращением и асимметричной накаткой при разных температурах. Показано, что одновременное наложение нескольких схем деформирования существенно повышает твердость поверхностных слоев. Снижение температуры повышает прочностные характеристики. Обнаруженные эффекты поверхностного упрочнения при сложных схемах нагружения объясняются особенностями структурообразовании нанозерен деформационного происхождения. Results of research of the mechanical characteristics change in the surface layers of titanium-based and iron-basedalloys, hardened bysevere surface deformation were presented. Surface hardening were carried out by broaching, broaching with rotation and asymmetric knurling at different temperatures. It is shown that the simultaneous superposition of several deformation schemes significantly increases the hardness of the surface layers. Lowering the temperature increases strength characteristics. Found effects of surface hardening with complex schemes of loading are explained by the features nano-grain structure formation by deformation.
  • Item
    Вязано-паяные проволочные сетки для молниезащиты лопастей ветроэлектрогенераторов
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014) Вишняков, Л. Р.; Зубков, О. В.; Коханый, В. А.; Коханая, И. Н.
    Проведён анализ существующих систем молниезащиты в сфере ветроэнергетики. Приведена схема формирования стримеров на внешней непроводящей поверхности лопасти вблизи точки привязки молнии. Приведены зоны воздействия и параметры токов молнии по длине лопасти ветроагрегата. Разработана система молниезащиты лопастей ветровых турбин, состоящая из сетчатого молниеприёмника и сетчатого молниеотвода (шины). Определены преимущества предложенной системы по сравнению с другими системами молниезащиты. The lightning protections systems existing in the wind power industry were analyzed. The scheme of streamer formation upon the external non-conductive blade surface, near the attachment point, is presented. The zones of action and parameters of lightning currents along the wind unit generator blade are identified. A lightning protection system for wind unit generator blades consisting of a meshed lightning receiver and meshed lightning conductor (bus rod) is developed. Advantages of the proposed system are defined as being over other lightning protection systems.
  • Item
    Зміст до «Технологические системы» № 1 (66)
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014)
  • Item
    Титульний аркуш до «Технологические системы» № 1 (66)
    (ООО «Компания «Индустриальные технологии», 2014)