Автореферати та дисертаційні роботи

Permanent URI for this collectionhttps://ena.lpnu.ua/handle/ntb/2995

Browse

Search Results

Now showing 1 - 3 of 3
  • Thumbnail Image
    Item
    Економічне оцінювання та управління інформаційною діяльністю підприємств
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2019) Шпак, Юрій Несторович; Мельник, Ольга Григорівна; Національний університет «Львівська політехніка»; Перерва, Петро Грогорович; Балан, Олександр Сергійович
    У дисертаційній роботі розглянуто проблеми розроблення теоретико-методичних положень та практичних рекомендацій щодо економічного оцінювання та управління інформаційною діяльністю підприємств. У роботі розвинуто визначення поняття «інформаційна діяльність підприємств», виокремлено технологічні операції із її забезпечення, досліджено групи факторів, які визначають інформаційну діяльність підприємств. Вперше розроблено метод економічного оцінювання інформаційної діяльності підприємств. Удосконалено підхід до планування інформаційної діяльності та структуру управління нею в умовах застосування scrum-підходу, систему стимулювання працівників сфери інформаційної діяльності підприємств, системно-функціональну модель контролювання інформаційної діяльності підприємств. Розвинуто механізм регулювання інформаційної діяльності. In dissertation work the problems of development of theoretical positions are considered and the applied recommendations are given in relation for economic appraisal and management of information activities of enterprises. Determination of concept «information activity of enterprises» is in-process developed, factors which determine information activity are investigated. The method of economic evaluation of information activity of enterprises is first worked out. The approach to information activity planning and the structure of its management systems in the conditions of application of the scrum approach, the system of stimulation of employees of the information activity of enterprises, the system-functional model of controlling information management systems management of enterprises is improved. Mechanism of regulation of information management systems is developed. В диссертации разработаны теоретико-методологические аспекты и прикладные рекомендации экономической оценки и управления информационной деятельностью предприятий. Целью исследования является разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по экономической оценке и управлению информационной деятельностью предприятий. Объектом исследования выступает информационная деятельность на предприятиях. Предметом исследования являются теоретические и методические положения экономической оценки и управления информационной деятельностью предприятий. В первом разделе «Теоретические и прикладные основы экономической оценки и управления информационной деятельностью предприятий» исследована сущность и особенности информационной деятельности предприятий, системный базис ее осуществления, рассмотрены факторы, определяющие информационную деятельность предприятий, определены концептуальные основы экономической оценки и управления информационной деятельностью предприятий. В работе развито определение понятия «информационная деятельность предприятий», выделены технологические операции по ее обеспечении, исследованы группы факторов, определяющих информационную деятельность предприятий. В диссертации предложено такое определение: информационная деятельность предприятия – это совокупность действий работников информационной сферы предприятия, направленных на обеспечение эффективного информационного обмена между управляющей и управляемой подсистемами и внутри них его системы менеджмента и предприятия с внешней средой для удовлетворения потребностей управленческого персонала и владельцев предприятия в своевременной, достоверной, структурированной, качественной, полученной на законных основаниях информации для быстрого принятия взвешенных управленческих решений по тактике и стратегии эффективной работы предприятия. Во втором разделе «Анализ и экономическое оценивание информационной деятельности предприятий» изучено методы, предназначенные для анализа информационной деятельности, охарактеризовано состояние информационной деятельности, разработан метод экономической оценки информационной деятельности предприятий. Впервые разработан метод экономической оценки, который содержит предложенную систему показателей, предназначенных для оценки информационной деятельности, общие (применяются для общей оценки информационной деятельности предприятия и для анализа ее отдельных аспектов) и частичные показатели (предназначены для экономической оценки отдельных технологических операций информационной деятельности предприятия), их критериальное значение, границы и т.д. В третьем разделе «Экономический инструментарий управления информационной деятельностью предприятий» усовершенствован процесс планирования информационной деятельности предприятий путем использования scrum-подхода, что обусловило выбор соответствующих организационных форм для взаимодействия работников scrum-команды, усовершенствована система стимулирования работников сферы информационной деятельности предприятий, развито системно-функциональную модель контроля информационной деятельности предприятий и механизм их регулирования. Процесс планирования информационной деятельности предприятий, что предусматривает применение scrum-подхода, обеспечивает быструю структурную перестройку, возможность изменения методов и способов воздействия в процессе принятия рациональных управленческих решений относительно действий работников информационной сферы предприятия, прозрачность процессов обмена информацией, наличие обратной связи и возможность двустороннего влияния в процессе управления информационной деятельностью и т.п. Усовершенствована структура системы управления информационной деятельностью предприятия в условиях применения scrum-подхода, предусматривающая определение функций работников отдела информационной деятельности (scrum-мастера, владельца продукта, работники scrum-команды), соответствующую схему кросс-функционального взаимодействия работников scrum-команды по управлению информационной деятельностью предприятия. Развита система стимулирования работников сферы информационной деятельности предприятий, что предусматривает стимулирование на индивидуальном, командном, коллегиальном, коллективном уровне и обеспечивает спринт-мотивирование работников информационной сферы деятельности предприятия. Усовершенствована системно-функциональная модель контроля информационной деятельности предприятий, которая содержит предварительный, текущий, промежуточный (scrum-контроль), заключительный контроль и самоконтроль информационной деятельности и обеспечивает оценки деятельности scrum-команд, определение уровня достижения результатов отдельных составляющих или целых scrum-проектов. Также усовершенствован механизм регулирования информационной деятельности предприятия, который обеспечивает генерирование и реализацию регулирующих мер, устранения недостатков в работе предприятия и предотвращения его потерь в условиях применения scrum-метода.
  • Thumbnail Image
    Item
    Інформаційно-правове забезпечення діяльності недержавних громадських організацій в Україні
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2016) Цьвок, Мар’яна Степанівна
    Дисертація присвячена комплексному вивченню теоретичних та практичних проблем інформаційно-правового забезпечення діяльності недержавних організацій в Україні. У роботі розглянуто загальнотеоретичні положення та виокремлено й охарактеризовано періоди історико-правового розвитку діяльності та інформаційного забезпечення недержавних громадських організацій в Україні. Визначено адміністративно-правовий статус недержавних громадських організацій в Україні. Виокремлено класифікацію і види недержавних громадських організацій в Україні. Розкрито правові засади і форми діяльності недержавних громадських організацій. Проаналізовано міжнародну діяльність недержавних громадських організацій шляхом порівняння та практики використання позитивного досвіду. Висвітлено організаційно-правове забезпечення інформаційної діяльності недержавних громадських організацій в Україні. Визначено правові основи і гарантії інформаційного забезпечення діяльності недержавних громадських організацій в Україні. Розкрито особливості відповідальності за порушення законодавства України про інформацію недержавними громадськими організаціями. Диссертация посвящена комплексному изучению теоретических и практических проблем информационно-правового обеспечения деятельности негосударственных организаций в Украине. В работе рассмотрены общетеоретические положения, выделены и освещены периоды историко-правового развития деятельности и информационного обеспечения негосударственных общественных организаций в Украине. Определен административно-правовой статус негосударственных общественных организаций в Украине. Исследована классификация и виды негосударственных общественных организаций в Украине. Значительное внимание уделено анализу правовых основ и форм деятельности негосударственных общественных организаций. В результатах исследования подчеркивается, что правовые основы деятельности негосударственных общественных организаций следует понимать как определенные юридические нормы, закрепленные в Конституции Украины и других нормативно-правовых актах, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере деятельности негосударственных общественных организаций и выполнение которых является обязательным для субъектов этой сферы. Изучена международная деятельность негосударственных общественных организаций путем сравнения и практики использования положительного опыта. Освещено организационно-правовое обеспечение информационной деятельности негосударственных общественных организаций в Украине. Отмечено, что, что из-за недостаточной информированности населения Украины о деятельности негосударственных общественных организаций в Украине, значительно возрастает правовая неосведомленность граждан Украины в этой сфере. В свою очередь, правовая осведомленность граждан Украины о деятельности негосударственных общественных организаций определена как владение гражданами Украины определенными знаниями в области права о деятельности негосударственных общественных организаций, полученных путем их информирования через различные информационные источники (СМИ, сеть Интернет и др.). Это создает фундамент для дальнейшего развития и совершенствования информационной деятельности негосударственных общественных организаций в Украине. Определены правовые основы и гарантии информационного обес-печения деятельности негосударственных общественных организаций в Украине. Отмечено, что они закреплены в отечественных нормативно-правовых актах, а именно: 1) общеправовых или основных законах; 2) специально-правовых законах, которые регулируют (обеспечивают): а) широкое внедрение информационных, компьютерных технологий, развитие информационного общества; б) отдельные сегменты информационной сферы; в) отдельные вопросы общественных отношений в информационной сфере; г) информационной безопасности. Информационное обеспечение деятельности негосударственных общественных организаций в Украине также урегулировано подзаконными нормативно-правовыми актами. Кроме законов и подзаконных нормативно-правовых актов, информационное обеспечение деятельности негосударственных общественных организаций в Украине составляет внутренняя организационная документация. Раскрыты особенности ответственности за нарушение законодательства Украины об информации негосударственными общественными организациями. Отмечено, что в Украине негосударственные общественные организации выступают субъектом информационных отношений и за нарушение законодательства Украины об информации несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственности. Одновременно законодательство об этих видах ответственности негосударственных общественных организаций нуждается в совершенствовании как в целом, так и в качестве субъектов информационных отношений. На сегодня привлечение к ответственности негосударственных общественных организаций за нарушение законодательства об информации практически не урегулировано. The paper is devoted to a complex study of theoretical and practical issues of information-legal provision of non-governmental organizations’ activity in Ukraine. This paper examines general theoretical provisions, separates and describes periods of historical and legal development and informational provision of non-governmental organizations’ activity in Ukraine. Administrative-legal status of non-governmental organizations in Ukraine is defined. Classification and types of non-governmental organizations in Ukraine are determined. Legal principles and forms of non-governmental organizations’ activity are revealed. International activities of non-governmental organizations are analyzed. Organizational provision of non-governmental organizations’ information activities in Ukraine is highlighted. Legal basis and guarantees of information provision of non-governmental organizations in Ukraine are defined. Peculiarities of the responsibility for violation of the law of Ukraine on information by non-governmental organizations are defined.
  • Item
    Адміністративно-правове регулювання відносин в інформаційному середовищі України
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2014) Смілевський, Максим Леонідович
    Дисертаційна робота присвячена проблемі адміністративно-правового регулювання відносин, які виникають у зв’язку з інформацією, та теоретичному дослідженню юридичних інструментів, що використовують органи влади для регулювання інформаційної сфери. Доведено існування в інформаційній сфері правових відносин, необхідність поліпшення адміністративно-правового їх регулювання, удосконалення норм інформаційного законодавства та їхньої кодифікації. Вивчено сутність адміністративно-правових відносин та їхніх елементів в інформаційному середовищі. Розкрито специфіку об’єкта і суб’єкта адміністративно-правових відносин в інформаційному середовищі. Проаналізовано стан системи повноважень органів державної виконавчої влади та місцевого самоврядування в інформаційній сфері, а також міжнародний досвід правового регулювання означених відносин. Запропоновано застосовувати основи міжнародно-правової регламентації згаданої сфери та запровадити єдині міжнародні правила, що забезпечили б можливість спільного використання інформаційних систем, які діють у різних державах. Диссертационная работа посвящена проблеме административно-правового регулирования отношений, которые возникают в связи с информацией, и теоретическому исследованию существующих в органах государственной исполнительной власти юридических инструментов, которые используются с целью правового регулирования информационной сферы. Определено, что разрешение проблемы управления правоотношениями в информационной среде состоит в необходимости оценивания эффективности вышеупомянутых юридических инструментов. Доказано, что на данное время объективно существуют отношения в информационной сфере, которые являются правовыми, поскольку содержат в себе элементы, свойственные правоотношениям (субъекты, объект, компетенция, ответственность), и возникают как результат правового регулирования соответствующих общественных отношений, не будучи результатом только информационного действия права. Упомянутые элементы раскрывают особенности правоотношений в сфере информации и дают возможность выделить именно эти правоотношения среди многих других, которые возникают в процессе осуществления деятельности субъектами информационных отношений. Доказана необходимость улучшения административно-правового регулирования отношений в информационной среде Украины, усовершенствования норм информационного законодательства и их кодификации. Изучена сущность и характер административно-правовых отношений и их элементов в информационной среде, установлены их существенные признаки. Раскрыта специфика объекта и субъекта административно-правовых отношений в информационной среде. Установлено, что объектом правоотношений в информационной сфере может быть информация определенного вида или связанный с информацией результат поведения участника правоотношений (предоставление, получение, неразглашение информации и т. п.). Отделение правоотношений в информационной сфере по признаку их объекта обусловливает многообразие видов таких отношений. Выяснено, что информация как явление в ее научном понимании нетождественна объекту правовых отношений в информационной сфере, поскольку информация может лишь помечать объекты, которые с правовой точки зрения не являются информацией (безналичные деньги, бездокументарные ценные бумаги, оферту и акцепт, объекты интеллектуальной собственности и т. д.). Объектом правовых отношений в информационной сфере являются лишь те виды информации, которые являют собой информацию, имеющую нормативно-правовую регуляцию: разного рода тайны, массовая информация (включая рекламу), а также ряд других. Осуществлен анализ состояния системы полномочий органов исполнительной власти в информационной сфере. Выяснено, что дублирование функций надзорных и контролирующих органов в отрасли информации связана с расширенным их толкованием в ведомственных нормативных актах. Отмечено, что реформирование информационного законодательства должно происходить поэтапно: сначала – внесение изменений в законодательство, регулирующеее правоотношения в этой отрасли; и только потом – систематизация информационного законодательства путем его кодификации. Охарактеризированы принципы административно-правового регулирования деятельности субъектов в сфере информационных отношений. Выделены принципы деятельности государства в информационной сфере в качестве специальных принципов информационной деятельности органов государственного управления. Установлено и доказано, что фундаментальным принципом административно-правового обеспечения деятельности субъектов информационных отношений является принцип правомерности получения, использования, распространения, хранения и защиты информации. Определены особенности административно-правового регулирования предоставления информационных услуг для субъектов в сфере информационных отношений. Определены особенности административно-правового регулирования процесса предоставления информационных услуг для субъектов в сфере информационных отношений. Обосновано, что предложенный в правовом поле термин «информационные услуги» направлен на возникновение качественно нового вида административно-правовых отношений как между органами государственной власти, так и во взаимоотношениях этих органов с населением. Соответственно, нуждаются в законодательном определении принципы и процедура предоставления информационных услуг. Доказано, что внедрение системы предоставления информационных услуг необходимо осуществлять параллельно с другими направлениями административной реформы, такими, как структурные и функциональные изменения в системе органов государственной власти. Проанализирован и обобщён существующий международный опыт правового регулирования отношений в информационной среде. На основе проведенного анализа установлено, что внедрение мировых стандартов регулирования информационной сферы в национальное законодательство должно иметь не формальный характер, а действенную правовую основу. Предложено применение основ международно-правовой регламентации информационной среды и внедрение единственных международных правил, которые обеспечивали бы совместимость и возможность общего использования информационных систем, действующих в разных государствах. Dissertation is dedicated to the problem of administrative law regulating the relations connected with information and to the theoretical research of law instruments owned by authorities which are used in informative sphere regulation. It is well-proven that relations in an informative sphere are objectively existing, and they are legal. The necessity in administrative law adjusting of relations, improving of informative legislation norms, and their codification is proven. The essence and character of administrative law relations in an informative environment and their elements is studied. The specifics of object and subject of administrative law relations in an informative environment is exposed. The analysis of the condition of existing executive power organs pro¬xies in an informative sphere is carried out. The existent international experience of legal regulation of relations in an informative environment has been analysed. It is marked that within the framework of international cooperation it is needed to acknowledge and begin to apply bases of international law regulation of informative environment and inculcate the unique international rules, which would provide compatibility and possibility of the general use of the informative systems, operating in the different states.