Автореферати та дисертаційні роботи

Permanent URI for this collectionhttps://ena.lpnu.ua/handle/ntb/2995

Browse

Search Results

Now showing 1 - 3 of 3
  • Thumbnail Image
    Item
    Економічна політика України в сфері енергетики в умовах євроінтеграції
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2019) Завербний, Андрій Степанович; Крикавський, Євген Васильович; Національний університет «Львівська політехніка»; Хаустова, Віктрія Євгенівна; Савіна, Наталія Борисівна; Дзьоба, Олег Григорович
    дисертації розроблено концептуальні, теоретико-методологічні та методико- прикладні засади економічної політики України в сфері енергетики в умовах євроінтеграції. Обґрунтовані концептуальні засади формування економічної політики України в сфері енергетики в умовах євроінтеграції з метою гармонійного розвитку країни. Розроблено модель компатибільності (узгодженості) енергетичної інфраструктури з іншими складовими критичної інфраструктури України (інституційної та технологічної) з метою забезпечення безперебійної взаємодії між всіма ключовими елементами критичної інфраструктури України та підвищення рівня енергетичної, відповідно і економічної та національної безпеки країни в умовах євроінтеграції. Удосконалено позиціонування енергетичної політики України в структурі механізму стратегічного управління розвитком енергетичного ринку. The dissertation provides a theoretical and methodological foundations and practical recommendations for formation of the economic policy of Ukraine in the field of energy in the context of European integration. Reasonable conceptual foundations of the formation of the economic policy of Ukraine in the field of energy in the context of European integration with the aim of harmonious development of the country. The model of the compatibility of the energy infrastructure with other components of the critical infrastructure of Ukraine (institutional and technological) has been developed in order to ensure uninterrupted interaction between all the key elements of Ukraine's critical infrastructure and increase the level of energy, respectively, economic and national security of the country in the context of European integration. В диссертации разработаны концептуальные, теоретико-методологические и методико-прикладные основы экономической политики Украины в сфере энергетики в условиях евроинтеграции. Обоснованы концептуальные основы формирования экономической политики Украины в сфере энергетики в условиях евроинтеграции з целью стабильного развития экономики страны. Развита классификация энергетических балансов путем дополнения дополнительными признаками: комплементарности (взаимодополняемости), по уровню использования возобновляемых источников энергии, по уровню энергетической безопасности и инновационность. Усовершенствована классификация диверсификации энергетических ресурсов и направлений их поставки путем дополнения классификационного признака «по этапам реализуемость» «текущим» (при условии мгновенного реагирования на замену энергетического ресурса), признаки «применение инновационных технологий переработки, использования энергетических носителей» - видом «транспортирование», которое также может быть предметом для диверсификации поставки энергетических ресурсов, по классификационному признаку «по направлениям реализации» - «смешанным», которое объединяет все предварительно указанные виды. Усовершенствован метод субординации целей в сфере энергетики, экономики и экологии, который в отличие от используемых включая достижении поставленных целей и их компатибильности (согласованности). Усовершенствованный метод позволяет государственным служащим органов исполнительной власти Украины в энергетической сфере согласовывать принятия решения и формировании энергетической политики с экономической и другими политиками страны. Развита структура и содержание системы управления энергетическими рисками. Данная система включает возможность поэтапной ее имплементации в энергетическую политику Украины в условиях евроинтеграции. Ее использование позволяет снизить уровень энергетических рисков управленцам энергетических предприятий и государственным служащим органов исполнительной власти. Разработана модель стимулирования энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии в экономике Украины с целью снижения уровня энергопотребления в Украине. Предложенная модель позволяет государственным служащим органов исполнительной власти Украины разрабатывать действенные механизмы направленные на мотивирование развития энергосберегающих технологий. Усовершенствован метод стоимостного оценивания уровня экономического эффекта от реализации мероприятий по энергосбережению от внедрения возобновляемых источников энергии, применяется на начальных этапах проектирования сразу после установления суточных объемов потребления электрической и других видов энергии, позволяет определить структуру местной (локальной) системы, мощности, виды установок и т.п. Данный метод учитывает уровень эффективности использования комбинированной системы энергоснабжения и даст возможность субъектам оценки уменьшить уровень неопределенности на первых этапах проектирования энергетических систем. Разработана модель компатибильности (согласованности) энергетической инфраструктуры с другими составляющими критической инфраструктуры Украины (институциональной и технологической) с целью обеспечения бесперебойной взаимодействия между всеми ключевыми элементами критической инфраструктуры Украины и повышения уровня энергетической, соответственно и экономической и национальной безопасности страны в условиях евроинтеграции. Модель позволяет государственным служащим национальных органов исполнительной власти в энергетической сфере принимать объективные решения, сообразуясь с потребностями институциональной и технологической инфраструктуры Украины.Разработана модель системы управления распределением энергетических ресурсов в Украине за блокчейн-технологии, что будет способствовать децентрализации энергетических сделок, генерирование и поставку энергии на основе возобновляемых и традиционных источников, позволит решить проблему, значительного расстояния между местами генерирования энергии из возобновляемых источников и промышленными центрами (основными ее потребителями). Разработана модель системы управления распределением энергетических ресурсов в Украине за блокчейн-технологии, что будет способствовать децентрализуванню энергетических сделок, генерирование и поставку энергии на основе возобновляемых и традиционных источников, позволит решить проблему, значительного расстояния между местами генерирования энергии из возобновляемых источников и промышленными центрами (основными ее потребителями). Развит метод интеллектуализации энергетических систем Украины. Данный метод базируется на распределении сетей, ухода от посредников и перехода на прямое взаимодействие с контрагентами, обработкой, анализом массива нефинансовой информации, содержащейся в соглашениях, носит унифицированный вид, необходимый для участников энергетического рынка, представителей финансового сектора), применении «Smart Grid» (электрической сети, включая оперативные, энергосберегающие мероприятия, возобновляемые источники энергии, ресурсы обеспечения энергоэффективности и т.д.). Усовершенствован метод прогнозирования общего конечного энергопотребления Украины для прогнозирования объемов энергетических ресурсов с целью использования его для построения энергетической политики. Усовершенствованный метод учитывает такие переменные как экономическую конъюнктуру и политическую ситуацию в стране.
  • Thumbnail Image
    Item
    Диверсифікація товаропотоків підприємств в зовнішньоекономічній діяльності
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2017) Коваленко, Катерина Сергіївна; Шкварчук, Людмила Олександрівна; Національний університет «Львівська політехніка»; Полінкевич, Оксана Миколаївна; Ковінько, Олена Миколаївна
    Дисертацію присвячено розкриттю теоретико-методологічних основ та розробці практичних рекомендацій щодо диверсифікації товаропотоків. Узагальнено основні властивості, види та характеристики товаропотоків. Окреслені основні підходи до трактування диверсифікації. Розкрито сутність поняття диверсифікації товаропотоків. Проаналізовано діяльність вітчизняних підприємств з виробництва харчових продуктів, визначені основні тенденції розвитку міжнародних вхідних та вихідних харчових товаропотоків та виявлено збалансованість бізнес-портфелів вітчизняних диверсифікованих компаній. Доведено ефективність впровадження стратегії диверсифікації товаропотоків в оптимальний момент на основі моделі TRTC. Удосконалено метод оцінювання ефективності диверсифікації товаропотоків шляхом обрахунку не тільки фінансових, але ще і нефінансових результатів. Диссертация посвящена раскрытию теоретико-методологических основ и разработке практических рекомендаций по диверсификации товаропотоков. Обобщены основные свойства, виды и характеристики товаропотоков. Очерчены основные подходы к трактовке диверсификации. Раскрыта суть понятия диверсификации товаропотоков. Проанализирована деятельность отечественных предприятий по производству пищевых продуктов, определены основные тенденции развития международных входных и выходных пищевых товаропоротоков и выявлена сбалансированность бизнес-портфелей отечественных диверсифицированных компаний. Доказана эффективность внедрения стратегии диверсификации товаропотоков в оптимальный момент на основе модели TRTC. Усовершенствован метод оценки эффективности диверсификации товаропотоков путем расчета не только финансовых, но еще и нефинансовых результатов. The purpose of the dissertation research is theoretical substantiation and development of methodical and applied recommendations for diversification of goods flows of enterprises in foreign economic activity. Object of the research is the process of diversification of goods flows of enterprises in foreign economic activity. The subject of the study are theoretical and methodological and applied provisions for the substantiation and assessment of the diversification of goods flows of enterprises in foreign economic activities. In the first section "Theoretical basis of diversification of goods flows of enterprises in foreign economic activity", the essence, types, motives and risks of diversification of commodity flows in foreign economic activity were clarified. Particular attention is paid to studying the category of "commodity flows" of its classification and characteristics. The results of the review and synthesis of literary sources have shown that the term "commodity flow" is often identified with similar content categories: "material flow", "economic flow" and "commodity turnover". However, commodity flows are only a part of all these components. In view of this, it is expedient to understand the movement of a certain quantity and assortment of goods from the manufacturer to the end user for a certain period of time, with the corresponding transport, using all the distribution units in the course of which logistic operations are performed on them. It is proposed to classify the trade flows on the basis of two properties - the type of product and the specificity of the flow. Trade flows of enterprises engaged in foreign economic activity inherent in a number of specific characteristics that occur due to changes in the jurisdiction of the owner, so all the characteristics of trade flows is advisable classified into general and specific characteristics. Specific trade flows in foreign trade stipulated the presence of certain restrictions that accompany import-export operations and specifies the customs procedures, which alter the characteristics of goods traffic, increase its value through the imposition of Volume and reduce speed due to the additional time spent on paperwork certifying the quality, origin, manufacturer, product and so on. Diversification as an economic category has a wide range of applications and is used to interpret various economic processes. A thorough study of the views of scholars has revealed three approaches to the interpretation of diversification: 1) as a type of corporate strategy; 2) as a marketing strategy; 3) as a method of reducing investment risks. To investigate the flow of goods, it is expedient to treat diversification as a strategy that provides the company with a way out of the main business, penetration into new types of activities and spheres of management, expansion of the assortment of goods groups in order to avoid fluctuations of the profits and reduce the risk. Based on the analysis of common and distinctive features of existing methods for assessing the effectiveness of diversification, four groups have been formed. The methods of each group have their advantages and disadvantages: most of the proposed methods do not fully assess the effectiveness of diversification of merchandise flows alone, and the correct results are only those whose calculation is based on several simultaneously involved methods. On the basis of this, a method for assessing the diversification of commodity flows through the calculation of financial results for non-financial results, which the enterprise receives through the diversification of trade flows, is formed. The second section of the dissertation research "Analysis of commodity flows of enterprises for the production of food products" is devoted to the study of the peculiarities of the formation of food commodity flows. The analysis of the internal market of food commodity flows, the tendencies of the development of the foreign food production market and the formation of the commodity structure of the diversification of foreign economic activity of enterprises based on the matrix ADL/LC. Analysis of the state of diversification of trade flows of domestic food production enterprises has determined that most of the analyzed enterprises carry out marketing diversification, by implementing similar projects in order to increase consumers. But, despite the goal of diversification, according to a study, the effectiveness of diversification depends on the success of the project, and in some enterprises it is not. Based on the ADL / LC model, it has been found that the business portfolios of the analyzed food companies are unbalanced, that is, business projects of the enterprises do not allow to predict that the period of profitability of such enterprises will be long. In the third section "Improvement of organizational and methodical principles for the diversification of foreign economic activity of enterprises", measures for increasing the efficiency of the strategy of diversification of commodity flows at food-processing enterprises were substantiated; Methods of assessing the effectiveness of diversification of commodity flows have been improved and a mechanism for increasing the quality of diversification of commodity flows has been developed. On the basis of mathematical and graphic models it is proved that by introducing diversification of trade flows, the enterprise increases the period of its profitability. Based on the TRTC model and comparisons of marginal revenue and expenditure, it has been formed that the use of diversification in the optimal period of the enterprise increases its profitability, which makes it possible to assert that the use of such a strategy at the enterprise yields results in the form of increase in yield. A method of managing diversification has been developed. Method of managing the diversification of commodity flows in foreign economic activity is developed, depending on the element of expansion, which consists of two aspects - as a process of realization of the set goals of the enterprise through projects, and as an optimization of the logistic process of the enterprise. The method of managing diversification of goods flows through projects is appropriate when the company has clearly defined goals and objectives, and the process of their implementation is realistic for the enterprise. The method of managing diversification in the logistics system involves changes in the supply chain due to the expansion of the directions of incoming and outgoing goods at the enterprise.
  • Thumbnail Image
    Item
    Диверсифікація маркетингової діяльності малих підприємств
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2015) Кирилич, Тамара Юріївна
    У дисертаційній роботі вирішено наукове завдання розроблення теоретичних положень та обґрунтування практичних рекомендацій щодо забезпечення процесу диверсифікації маркетингової діяльності малих підприємств. Вперше розроблено метод оптимального розподілу продукції малих підприємств між збутовими каналами. Розвинуто понятійно-термінологічний апарат диверсифікації маркетингової діяльності. Удосконалено механізм створення та функціонування Маркетингової асоціації малих машинобудівних підприємств. Удосконалено метод радарів, для якого розроблено якісно-кількісні характеристичні критерії зіставлення та оцінювання збутових каналів малих підприємств та запропоновано враховувати ваговий коефіцієнт таких критеріїв. Удосконалено метод ідентифікування конкурентоспроможності малих підприємств на оптовому ринку за узагальненим інтегральним показником конкурентоспроможності як спосіб аналізування можливостей їх діяльності у потенційному збутовому каналі. Набув подальшого розвитку метод аналізування рівня ефективності витрат на маркетингову діяльність у збутових каналах малих підприємств. The dissertation solved scientific problem of development of theoretical positions and practical recommendations for the marketing process of diversification of small businesses. For the first time, the method of optimal distribution of product among sales channels of small enterprises is elaborated. The concepts and terminology aspects of diversification of marketing activity are developed. The mechanism of creation and functioning of the Marketing Association of small industrial enterprises is improved. The radar method is improved, the qualitative and quantitative characteristic criteria for comparing and evaluating sales channels of small enterprises are elaborated, it is proposed to take into consideration the weights of such criteria. The method of identifying the competitiveness of small businesses on the wholesale market on the basis of the generalized integral competitiveness index is improved to analyze the possibilities of a potential sales channel. A method of analysing the cost effectiveness of marketing activities in sales channels of small businesses is developed. В диссертационной работе решена научная задача разработки теоретических положений и обоснованы практические рекомендации по обеспечению процесса диверсификации маркетинговой деятельности малых предприятий. Актуальность диссертационной работы обусловлена необходимостью сформировать стратегически опережающую позицию маркетинговой активности малых предприятий с использованием новейших рыночных инструментов, одним из которых является диверсификация маркетинговой деятельности. Целью исследования является обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по диверсификации маркетинговой деятельности малых предприятий. Объектом исследования является маркетинговая деятельность малых машиностроительных предприятий. Предметом исследования являются теоретические и методико-прикладные основы осуществления диверсификации маркетинговой деятельности малых машиностроительных предприятий. В первой главе «Теоретико-методические основы диверсификации маркетинговой деятельности малых машиностроительных предприятий» развит понятийно-терминологический аппарат диверсификации маркетинговой деятельности, рассматривающий этот процесс с точки зрения сущностно-структурных компонент и акцентирующий на ключевом результирующем элементе маркетинговой деятельности – сбыте. Раскрыта сущность базовых понятий диссертационной работы «диверсификация» и «маркетинговая деятельность». На основании изученых по теме исследования литературных источников и практики деятельности малых предприятий сформировано собственное его определение. Диверсификация маркетинговой деятельности – это процесс расширения использования инновационных инструментов, механизмов, методов и моделей при реализации маркетинговых целей для определения оптимальных сбытовых каналов и объемов реализации в каждом из них. В результате проведенного исследования определены особенности оранизационно-финансового обеспечения диверсификации маркетинговой деятельности малых предприятий, показана проблематичность организации масштабных и систематических маркетинговых исследований собственными силами на таких объектах, изученa стоимость консалтинговых услуг и показана их дороговизнa для малих предприятий. Усовершенствован механизм создания и функционирования Маркетинговой ассоциации малых машиностроительных предприятий, дающий альтернативную возможность эффективного использования финансовых ресурсов и справедливого распределения совместно полученных информационных ресурсов. На основании вышеизложенного утверждается, что процесс диверсификации маркетинговой деятельности малых предприятий целесообразно рассматривать через призму консолидации ресурсов в сфере маркетинга путем создания Маркетинговой ассоциации малых машиностроительных предприятий. Во второй главе «Анализ и оценка маркетинговой деятельности малых машиностроительных предприятий на основе диверсификации» исследовано состояние отечественных малых предприятий и диверсификации их маркетинговой деяльности; развит метод анализa уровня эффективности затрат на маркетинговую деятельность в сбытовых каналах таких предприятий. Сущность этого метода заключается в комплексной последовательной оценке групп расходов в каждом сбытовой канале, что позволяет разносторонне проанализировать эффективность расходов не только в групах расходов, возникающих при производстве и сбыте продукции, но и в каждом канале распределения. С целью выявления потенциала сбытовых каналов малых предприятий усовершенствован метод радаров, для которого разработаны качественно-количественные характеристические критерии сопоставления и оценки сбытовых каналов; при этом учитывается весовoй коэфициент указанных критериев. Такой подход помогает всесторонне и комплексно оценивать потенциал сбытового канала, учитывает аспекты сотрудничества производителя и посредника, позволяет сопоставлять каналы распределения продукции. В третьей главе «Совершенствование инструментария диверсификации маркетинговой деятельности малых машиностроительных предприятий» обусловлена необходимость расширения сотрудничества с новыми сбытовыми каналами, предложено использование оптового рынка как выгодного сбытового канала и определены преимущества для малого предприятия от сотрудничества с ним. При этом усовершенствован метод идентификации конкурентоспособности малых предприятий на оптовом рынке по обобщенному интегральному показателю конкурентоспособности как способ анализa возможностей их деятельности в потенциальном сбытовом канале. Установлено, что вследствие недостатка информации и опыта сотрудничества малых предприятий со значительным количеством сбытовых каналов, обусловленного практикой их функционирования, возникает проблема отсутствия эффективного метода обоснования, сопоставления и оценки целесообразности использования существующих и потенциальных сбытовых каналов, которыe наиболее полно подходили бы каждому конкретному предприятию, учитывали бы его производственные мощности, возможности и особенности сотрудничества. Предложено решение этой проблемы с использованием разработанного метода оптимального распределения продукции малых машиностроительных предприятий между сбытовыми каналами, предусматривающего диверсификацию их маркетинговой деятельности на основе поиска наиболее выгодного количественного соотношения изготовленной продукции между каналами сбыта и максимизации прибыли предприятия.