Автореферати та дисертаційні роботи

Permanent URI for this collectionhttps://ena.lpnu.ua/handle/ntb/2995

Browse

Search Results

Now showing 1 - 3 of 3
  • Item
    Організація охорони громадського порядку під час проведення виборів і референдумів в Україні (адміністративно-правовий вимір)
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2014) Крижановський, Анатолій Станіславович
    У дисертації проведено комплексне дослідження адміністративно-правових засад організації охорони громадського порядку під час проведення виборів в Україні. Розглянуто сутність та особливості діяльності суб’єктів виборчого процесу у цій сфері суспільних відносин. У роботі застосовано системний підхід до вивчення засад правового регулювання охорони громадського порядку під час проведення виборів в Україні. Сформульовано пропозиції та рекомендації щодо удосконалення діяльності правоохоронних органів щодо забезпечення прав та законних інтересів суб’єктів виборчого процесу у сфері охорони громадського порядку. В диссертации проведено комплексное исследование административно-правовых основ организации охраны общественного порядка во время проведения выборов в Украине. Проанализированы суть и особенности охраны общественного порядка во время проведения выборов в Украине как комплекс специальных средств и способов, имеющих юридическое содержание и направленных на эффективное обеспечение прав и законных интересов субъектов избирательного процесса. Охрана общественного порядка в соответствии со спецификой выборов и референдумов есть процесс осуществления государственными органами совместно с субъектами гражданского общества комплекса мероприятий, которые в своей совокупности создают наиболее благоприятные условия для эффективного обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов субъектов избирательного процесса, органично связанного с процедурными аспектами организации и проведения выборов для справедливого формирования представительных основ народовластия. В указанной сфере действует специфический набор юридических средств, относящихся к различным отраслям права, представляющих различные правовые институты и методы регулирования общественных отношений, что характеризуют охрану общественного порядка как реальный факт окружающей действительности, закрепленных в законодательстве, выступающих в качестве идеальных моделей, которые только в процессе применения могут привести к достижению поставленной цели, а потому для своей реализации требуют согласованной деятельности, необходимой для получения социально нужного эффекта. На современном этапе развития государства административно-правовое регулирование организации охраны общественного порядка по предмету и целевым признакам объединяют разнородный правовой материал. Он содержит нормы, регламентирующие организационно-правовые, административно-правовые, процессуально-правовые правоотношения в части осуществления субъектами избирательного процесса публично-властных полномочий в сфере избирательного права. Сутью охраны общественного порядка во время проведения выборов в Украине в административно-правовом измерении есть правомерное поведение граждан, дающее возможность реализации избирательных прав и законных интересов в ходе избирательной кампании. Права и свободы граждан во время подготовки и проведения выборов могут быть реально обеспечены только совокупностью (системой) общих (экономических, политических, социальных) и специальных (юридических) факторов, где общие факторы создают условия для реализации юридических. Это проявляется, прежде всего, в административно-правовом регулировании административных действий в сфере охраны общественного порядка во время избирательного процесса, что определяет основные направления совершенствования административно-правовых основ охраны общественного порядка во время проведения выборов в Украине. Сформулированы предложения и рекомендации, направленные на усовершенствование организации охраны общественного порядка во время проведения выборов в Украине. The author conducted a comprehensive study of the administrative and legal framework of public order during elections and referendums in Ukraine. The essence and peculiarities of the electoral subjects in the field of public relations. The paper applied a systematic approach to the study of the principles of legal regulation of public order during elections in Ukraine. Suggestions and recommendations on improvement of law enforcement to ensure the rights and interests of the election process in the field of public order.
  • Item
    Правова свідомість працівника міліції: теоретико-правове дослідження
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2013) Цуркан, Олександр Васильович
    У дисертації проведено комплексне теоретико-правове дослідження правової свідомості працівника міліції. У межах дослідження доктринальних основ правосвідомості розглянуто стан наукового вивчення проблеми, визначено теоретичні основи взаємодії права і правосвідомості. Здійснено загальнотеоретичну характеристику правосвідомості. Розкрито поняття, ознаки й особливості правосвідомості. Обґрунтовано структуру правосвідомості та її рівні. Визначено поняття, систему і значення функцій правосвідомості. Із позицій теорії держави і права досліджено сутність та особливості формування правосвідомості працівника міліції. Показано соціальну зумовленість правосвідомості працівника міліції. Розкрито особливості професійної правосвідомості працівника міліції як складової частини його правової культури. Визначено прикладні аспекти дослідження правосвідомості працівника міліції. В диссертации проведено комплексное теоретико-правовое исследование правового сознания сотрудника милиции. В рамках исследования док¬тринальних оснований правосознания рассмотрено состояние научного изучения проблемы, определено теоретические основания взаимодействия права и правосознания. Дано общетеоретическую характеристику правосознания. Установлено, что правосознание – это специфическая нормативная форма общественного сознания, которая отражает правовую действительность, влияет на нее, формирует определенные представления и суждения о внутригосударственных, международно-правовых явлениях; будучи обусловленной правовыми традициями и социальным опытом, выражается в системе идей, взглядов, доктрин, а также психически осознанном и неосознанном отношении к ним, правовом поведении субъектов, деятельности властных органов через чувства, эмоции, мотивы, установки и волю как процесса саморегуляции поведенческого акта в достижении определенной социально значимой цели в сфере действия права. Элементами структуры правосознания, определяющими готовность личности к правовому поведению являются: правовая идеология, правовая психология и подсознательный (неосознанный) компонент правовой психологии. Правовая идеология – это интегральное понятие, включающее юридические знания, ценности, ориентиры, которые перерастают в теории, идеи, доктрины и образуют стержень правовой идеологии как элемента структуры правосознания. Правовая психология, в свою очередь, состоит из эмоциональных элементов (чувства, эмоции, переживания, настроения и т. д.) и поведенческих элементов (мотивы, привычки, установки, стереотипы поведения и др.). Ярким примером подсознательных процессов являются ощущения и чувства, которые возникают на его уровне и, становясь осознанными человеком, способны стимулировать или ограничивать ее в выборе того или иного варианта поведения. Замечено, что целесообразно выделить три основные функции правосознания: оценочная, познавательная, регулятивная. Все остальные функции являются производными от них и практически охватываются ими мировоззренческая, прогностическая, информационная, воспитательная и т. п.). Акцентировано, что правосознание работников милиции – это отражение в сознании профессиональной группы – персонала органов подразделений внутренних дел – действующего права Украины, оценок в правовых понятиях и категориях должностных прав, обязанностей, запретов, разрешений, юридически значимых фактов и видов ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебного долга, других урегулированных правом отношений и представлений о ценности правовых предписаний. Можем констатировать, что правосознание сотрудника милиции – это сложная, интегративная личностно-профессиональное качество, что является сплавом знаний законодательства, представлений о правовых явлениях, правовых убеждений и субъективных требований к праву, которая характеризует отношение милиционера к правовой действительности и определяет готовность к общественно-управленческой деятельности ценностно-правового характера. Указано, что правосознание сотрудника милиции формируется и развивается на основе общественного сознания и его идей (философских, мировоззренческих, политических, моральных и т. д.), касающихся явлений общественной жизни и характера действий людей, общественных отношений, интересов и потребностей, обусловленных экономической и политической основой общества. Акцентировано, что социальные задачи и функции, присущие работникам органов внутренних дел, необходимо сочетать с обеспечением развития демократии, общечеловеческих ценностей в обществе и другой правовой деятельностью в условиях развития независимого государства. Деятельность в пределах установленной законом компетенции создает общность профессионально-этических и правовых взглядов, социально-психологических установок реализации норм права, всей практической деятельности, а также определяет для этой профессионального сообщества систему специфических правовых знаний, оценок, теорий, представлений, чувств, традиций и навыков, стереотипов, установок, ценностных ориентаций, что и определяет содержание и специфику профессионального правосознания работников милиции. The thesis conducted a comprehensive theoretical and legal research legal consciousness of a police officer. The study doctrinal foundations of justice the state of the scientific study of the problems identified theoretical foundations of interaction of law and justice. General theoretical characteristics of justice, the concepts, characteristics and peculiarities of justice are made out. The types of legal writing, its style and tone are considered as well as grounded structure of justice and its level, the concept, system functions and values of justice. From the standpoint of the theory of law the essence of justice and especially the formation of a police officer. Social conditionality of justice police officer is displaying. The features of the professional conscience of a police officer as part of its legal culture. Defined aspects of research justice police officer are defined.
  • Item
    Розсуд суб’єктів правозастосовної діяльності
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2013) Мартьянова, Тамара Сергіївна
    Роботу присвячено комплексному дослідженню загальнотеоретичних та морально-правових аспектів розсуду суб’єктів правозастосовної діяльності. У межах дослідження доктринальних основ правозастосовного розсуду розглянуто стан наукового вивчення проблеми. На підставі аналізу наукових праць українських і зарубіжних учених розкрито зміст та особливості загальної теорії правозастосування. Здійснено загальнотеоретичну характеристику суб’єктів правозастосовної діяльності з виокремленням особливостей їх правового статусу. Запропоновано власне бачення сутності розсуду суб’єктів правозастосовної діяльності в контексті положень теорії держави і права. Виокремлено та проаналізовано принципи, чинники і межі формування розсуду суб’єктів правозастосовної діяльності. Узагальнено відомі в юридичній науці підходи щодо розуміння сутності правозастосовних актів та запропоновано їх розгорнуту класифікацію. Обґрунтовано значення ціннісних основ у правозастосовній діяльності. Висвітлено моральні й етичні аспекти розсуду суб’єктів правозастосовної діяльності. Вивчено проблему забезпечення належного рівня правозастосовної діяльності у правовій державі та запропоновано шляхи її розв’язання. Работа посвящена комплексному исследованию общетеоретических и морально-правовых аспектов усмотрения субъектов правоприменительной деятельности. На основании анализа значительного количества источников констатировано, что научно-теоретическое осмысление природы усмотрения в правоприменении еще недостаточно освещены в украинской юридической литературе, хотя отдельные аспекты этой проблематики и отражены в работах отечественных и зарубежных ученых. В имеющихся доработках внимание в основном уделяется проблеме усмотрения в судебной деятельности, а также вопросам применения усмотрения в различных отраслях права. В основу методологии исследования усмотрения субъектов правоприменительной деятельности было положено комплексный подход с использованием философских принципов единства социально-правового и гносеологического анализа, объективности, историзма, конкретности истины, это позволило получить целостное представление об общетеоретических особенностях этого сложного правового феномена. Сформулировано понятие субъекта правоприменительной деятельности – это лицо, которое на профессиональных началах выполняет служебную управленческую функцию, имеет специальный правовой статус, осуществляет государственно-властную деятельность, имеющую официальный юридический характер и направленную на реализацию права посредством издания правоприменительных актов – документов, содержащих предусмотренные полномочиями субъекта обязательные персонифицированные правовые предписания, адресованные конкретным субъектам. Не претендуя на совершенство и приоритетность, предложено авторское определение понятия «усмотрение субъектов правоприменительной деятельности» – это предусмотренное нормами права властное полномочие, смысл которого заключается в возможности субъекта правоприменительной деятельности в пределах своей компетенции осуществлять мотивированный выбор вариантов действия при решении спорного правового вопроса, путем принятия правомерного решения, учитывая принципы права, положения действующего законодательства, конкретные обстоятельства дела, а также требования целесообразности, добросовестности, справедливости и основы морали. На основе общих принципов права выделены и проанализированы принципы усмотрения субъектов правоприменительной деятельности: принцип доктринальности (идеологического обоснования права); принцип справедливости (нравственности), принцип логичности, принцип целесообразности, принцип беспристрастности. Обоснованы основные группы факторов формирования усмотрения субъектов правоприменительной деятельности: ценностно-рациональные, целе-рациональные, традиционные, аффективные. Установлены границы усмотрения субъекта правоприменительной деятельности – это социально-юридические ограничения свободных действий субъекта правоприменительной деятельности, в условиях которых он обязан принять оптимальное решение в конкретном деле. Отмечено, что правоприменительные акты нужно отделять и от нормативных актов, и от всех других именуемых документами письменных ак¬тов, содержащих ту или иную информацию. Для этого выделены и проанализированы основные признаки правоприменительного акта: 1) он является властным волеизъявлением уполномоченного субъекта, 2) документально оформлен, что придает ему официального характера, 3) содержит конкретно персонифицированное предписание, выраженное в соответствующей форме (повеления, разрешения или запрета). Предложено развернутую классификацию правоприменительных актов с выделением новых критериев, которые в полной мере могут дать представление о сущности, содержании и форме самих актов применения права. Обосновано, что моральные и этические факторы играют особую роль в формировании объективной общественной оценки деятельности субъектов применения права, которые наделены властными полномочиями, прежде всего государственных служащих и должностных лиц. Поэтому в условиях становления правового государства необходимо сформировать, прежде всего, нравственную культуру субъектов правоприменительной деятельности, от уровня которой зависит эффективность правоприменительного усмотрения. Шаги в этом направлении должны быть системными и в итоге получить концептуальную форму. The dissertation deals with the comprehensive research of general-theoretical, moral and legal aspects of discretion of subjects of law enforcement activity. The state of the scientific study of the problem is examined within the research of doctrinal foundations of law enforcement discretion. The content and features of general theory of law application are revealed on the basis of the analysis of the scientific works of Ukrainian and foreign scholars. The general-theoretical characteristic of subjects of law enforcement activity with distinguishing peculiarities of their legal status is made. The author’s view on the essence of discretion of subjects of law enforcement activity in the context of theory of state and law is proposed. Principles, factors and limits of discretion formation of subjects of law enforcement activity are outlined and analyzed. Well-known legal approaches to the conception of law enforcement acts are generalized, and their expanded classification is suggested. The importance of valuable bases of law enforcement activity is proved. Moral and ethical aspects of discretion of subjects of law enforcement activity are elucidated. The problem of providing proper level of law enforcement activity in the legal state is studied, and the ways of its solution are proposed.