Автореферати та дисертаційні роботи

Permanent URI for this collectionhttps://ena.lpnu.ua/handle/ntb/2995

Browse

Search Results

Now showing 1 - 5 of 5
  • Thumbnail Image
    Item
    Формування професійної компетентності майбутніх фахівців автотранспортного профілю засобами інформаційних технологій
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2020) Пукало, Марія Ігорівна; Козловський, Юрій Михайлович; Національний університет "Львівська політехніка"; Кузьмінський, Анатолій Іванович; Кучай, Олександр Володимирович
  • Thumbnail Image
    Item
    Формування системи забезпечення якості вищої освіти Швеції
    (Львівський національний університет імені Івана Франка, 2020) Цюк, Оксана Андріївна; Заячук, Юлія Дмитрівна; Львівський національний університет імені Івана Франка; Кристопчук, Тетяна Євгенівна; Шийка, Оксана Іванівна
    У дисертаційній роботі запропоновано вирішення наукового завдання щодо виявлення особливостей формування системи забезпечення якості вищої освіти Швеції (система забезпечення якості вищої освіти Швеції неперервно розвивається й удосконалюється, спираючись на досвід національних систем забезпечення якості інших країн; упровадження національної системи забезпечення якості вищої освіти сприяє вдосконаленню та впровадженню істотних змін щодо самої структури вищої освіти Швеції). Висвітлено забезпечення якості вищої освіти як науково-педагогічну проблему, яка базується на філософському, соціологічному, економічному та педагогічному аспектах, в основу якої покладено діяльнісний та компетентнісний підходи, принципи системності та систематичності, колегіальності, контекстності, ринкової орієнтації. Охарактеризовано триступеневу систему вищої освіти Швеції, для якої властива автономія закладів вищої освіти; підвищення наукового потенціалу викладачів; універсальний доступ до вищої освіти, що є безкоштовною; розширення міжнародних контактів; самостійний вибір методів викладання кожним закладом освіти; провідна роль університетів і університетських коледжів у вищій освіті Швеції; наявність трьох видів загальних дипломів (сертифікат, диплом бакалавра та диплом магістра). Окреслено перспективи творчого застосування конструктивних ідей шведського досвіду у системі вищої освіти України через реалізацію відповідних завдань: створення необхідних ресурсів (кадрових, фінансових, матеріальних, інформаційних, наукових, навчально-методичних тощо) з метою удосконалення процесу забезпечення якості вищої освіти; організація освітнього процесу, яка найбільш адекватно відповідає сучасним тенденціям розвитку національної та світової економіки й освіти; здійснення контролю за освітньою діяльністю закладів вищої освіти, за якістю підготовки фахівців на всіх етапах навчання та на всіх рівнях: заклад освіти, державний та міжнародний (європейський) освітній простір. Уточнено зміст понять «якість вищої освіти», «система якості», «ранжування». Конкретизовано зміст окремих критеріїв оцінювання якості системи вищої освіти та зазначено доцільність їх впровадження у вітчизняну систему забезпечення якості вищої освіти. Подальшого розвитку набули положення про організацію системи забезпечення якості вищої освіти у Швеції. В диссертационной работе предложено решение научной задачи по выявлению особенностей формирования системы обеспечения качества высшего образования Швеции (система обеспечения качества высшего образования Швеции непрерывно развивается и совершенствуется, опираясь на опыт национальных систем обеспечения качества других стран; внедрение национальной системы обеспечения качества высшего образования способствует совершенствованию и внедрению существенных изменений по самой структуре высшего образования Швеции). Освещено обеспечение качества высшего образования как научно-педагогическую проблему, которая базируется на философском, социологическом, экономическом и педагогическом аспектах, в основу которого положен деятельностный и компетентностный подходы, принципы системности и систематичности, коллегиальности, контекстности, рыночной ориентации. Охарактеризована трехступенчатая система высшего образования Швеции, для которой свойственна автономия высших учебных заведений; повышение научного потенциала преподавателей; универсальный доступ к высшему образованию, которое бесплатно; расширение международных контактов; самостоятельный выбор методов преподавания каждым учебным заведением; ведущая роль университетов и университетских колледжей в высшем образовании Швеции; наличие трех видов общих дипломов (сертификат, диплом бакалавра и диплом магистра). Определены перспективы творческого применения конструктивных идей шведского опыта в системе высшего образования Украины через реализацию соответствующих задач: создание необходимых ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных, научных, учебно-методических и т.п.) с целью усовершенствования процесса обеспечения качества высшего образования; организация образовательного процесса, наиболее адекватно отвечает современным тенденциям развития национальной и мировой экономики и образования; осуществление контроля за образовательной деятельностью высших учебных заведений, по качеству подготовки специалистов на всех этапах обучения и на всех уровнях: заведение, государственное и международное (европейское) образовательное пространство. Уточнено содержание понятий «качество высшего образования», «система качества», «ранжирование». Конкретизировано содержание отдельных критериев оценки качества системы высшего образования и указано целесообразность их внедрения в отечественную систему обеспечения качества высшего образования. Дальнейшее развитие получили положения об организации системы обеспечения качества высшего образования в Швеции. In the thesis the solution of a scientific problem on revealing of features of formation of quality assurance system is offered. For the first time the peculiarities of the formation of the quality assurance system of higher education of Sweden have been revealed (the system of quality assurance of higher education of Sweden is systematically developed and improved, based on the experience of the national quality assurance systems of other countries; the introduction of a national system of quality assurance of higher education contributes to the improvement and implementation of significant changes to the structure of higher education in Sweden). The pedagogical component under research includes, though is not limited to, the following: legal acts and regulations; traditional and innovative educational technologies; peculiarities of learning and teaching; methods of teaching; management of educational institutions, management of projects and processes; peculiarities of institutional environment and policy; history of education; comparative pedagogical studies; assessment and evaluation in quality assurance system. In modern Europe, a process of major changes in higher education is taken place including the growing role of higher education in socio-economic development, spread the impact of globalization on higher education, increased attention to reform in higher education management, and also to the issue of quality of teaching processes and research in higher education are the examples of such changes. Quality assurance of higher education is one of the urgent problems, as evidenced by the growing attention to the quality and standards of education. In order to guarantee the quality of European higher education and, accordingly, to enhance its credibility, specific steps are constantly being taken. Sweden is one of the European countries where in recent decades, the education system was characterized by changes that led to the successful implementation of the higher education quality assurance system. Swedish universities are popular primarily because of their own research, validated and supported by state certification. Sweden has a reputation as a country where standards and quality of higher education, teaching, etc. are met. The quality assurance of higher education as a scientific and pedagogical problem is based on philosophical, sociological, economic and pedagogical aspects; which is based on activity and competence approaches, principles of systematics and systematicity, collegiality, contextuality, market orientation have been highlighted; the system of higher education in Sweden has been considered. It is characterized by three-level system of lifelong learning; autonomy of higher education institutions; increasing of scientific potential of teachers; universal access to higher education, which is free of charge; expanding international contacts; methods of teaching, which are determined by each educational institution independently; the leading role of universities and universities colleges in Sweden higher education; availability of three types of general diplomas (certificate, bachelor’s degree and master’s degree). The prospects for creative application of constructive ideas of the Swedish experience in the higher education system of Ukraine through the implementation of relevant tasks have been outlined: the creation of necessary resources (personnel, financial, material, informational, scientific, educational-methodical, etc.) in order to improve the process of quality assurance of higher education; the organization of educational process, which most adequately meet modern trends of the national and world economy and education development; the control over the educational activity of higher education institutions by the quality of training of specialists at all stages of education and at all levels: educational institution, national and international (European) education area. The theoretical bases of quality assurance of higher education are presented, the historical aspects of the formation of quality assurance in the European Higher Education Area, a research into the positions of Swedish universities in international and national rankings are analysed. The features of higher education in Sweden and its stages are analysed and singled out; the basic models of university education and its features are described and identified, common and distinctive hallmarks are shown; a fundamental characteristic of basic higher pedagogical education in Sweden is proposed. The specificity of the formation of quality assurance system of higher education of Sweden in the context of national peculiarities of the country is described; the structure of the internal system of quality assurance of higher education in the universities of Sweden is characterized; the prospects for creative implementation of the Swedish experience ideas on quality assurance in higher education in Ukraine are outlined; the expediency of implementation of certain evaluation criteria of evaluating the quality of higher education system in the domestic national system of quality assurance of higher education are shown. The notions “quality of higher education”, “quality system”, “ranking” have been clarified. The content of certain criteria for quality assessment of the higher education system is specified and the expediency of their introduction into the domestic system of quality assurance in higher education is indicated. The regulations of organization of quality assurance system of higher education in Sweden have gained further development.
  • Thumbnail Image
    Item
    Розвиток тьюторства у закладах вищої освіти Німеччини
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2019) Іваницька, Оксана Степанівна; Мукан, Наталія Василівна; Національний університет «Львівська політехніка»; Чепіль, Марія Миронівна; Руденко, Іванна Анатоліївна
    У дисертаційній роботі запропоновано вирішення наукового завдання щодо виявлення особливостей розвитку тьюторства в умовах вищої освіти Німеччини (створення організацій, спілок, фундацій з розвитку тьюторства на національному та міжнародному рівнях; підготовка тьюторів та їхня сертифікація; інтенсифікація наукових досліджень у цій галузі; опублікування результатів наукових студій у провідних педагогічних виданнях; розробка нормативно-правової документації на національному та інституційному рівнях, що відображає основні положення і принципи розвитку й реалізації тьюторства в умовах вищої школи; розвиток форм і методів, а також навчально-методичного забезпечення тьюторства). Висвітлено тьюторство як науково-педагогічну проблему, що охоплює соціальний, особистісний, когнітивний, знаннєвий вимір навчання, в основу якого покладено теорії концепції, підходи педагогіки, психології, менеджменту. Виконано аналіз становлення і розвитку тьюторства у закладах вищої освіти Німеччини у міжнародному та національному контексті, що формується під впливом тенденцій інтернаціоналізації вищої освіти, централізації та децентралізації в управлінні вищою освітою, розвитку системи забезпечення якості вищої освіти, глобалізації та регіоналізації вищої освіти, детрадиціоналізації вищої освіти; досліджено специфіку реалізації тьюторства на інституційному рівні Німеччини, що відображена в розробці стратегії розвитку тьюторства в університеті; організації роботи структурного підрозділу з розвитку тьюторства; налагодженні співпраці студент-тьютор-викладач; підготовці і неперервному професійному розвитку тьюторів і науково-педагогічних працівників. Окреслено можливості використання прогресивних ідей та досвіду розвитку тьюторства у Німеччині в умовах університетської освіти України. Уточнено зміст понять «тьюторство», «тьютор», «тьюторіал». Подальшого розвитку набули положення про організацію тьюторства та використання його потенціалу з метою забезпечення якості освітніх послуг та підвищення успішності здобувачів вищої освіти. В диссертационной работе предложено решение научной задачи по выявлению особенностей развития тьюторства в условиях высшего образования Германии (создание организаций, союзов, фондов по развитию тьюторства на национальном и международном уровнях, подготовка тьюторов и их сертификация; интенсификация научных исследований в этой области; публикация результатов научных исследований в ведущих педагогических изданиях, разработка нормативно-правовой документации на национальном и институциональном уровнях, отражающая основные положения и принципы развития и реализации тьюторства в условиях высшей школы, развитие форм и методов, а также учебно-методического обеспечения тьюторства). Тьюторство освещено как научно-педагогическая проблема, которая охватывает социальный, личностный, когнитивный, знаниевый аспекты обучения, в основу которого положено теории, концепции, подходы педагогики, психологии, менеджмента. Выполнен анализ становления и развития тьюторства в высших учебных заведениях Германии в международном и национальном контексте, которое формируется под влиянием тенденций интернационализации высшего образования, централизации и децентрализации в управлении высшим образованием, развития системы обеспечения качества высшего образования, глобализации и регионализации высшего образования, детрадиционализации высшего образования; исследована специфика реализации тьюторства на институциональном уровне Германии, отражена в разработке стратегии развития тьюторства в университете, организации работы структурного подразделения по развитию тьюторства; налаживании сотрудничества студент-тьютор-преподаватель; подготовке и непрерывном профессиональном развитии тьюторов и научно-педагогических работников. Определены возможности использования прогрессивных идей и опыта развития тьюторства в Германии в условиях университетского образования Украины. Уточнено содержание понятий «тьюторство», «тьютор», «тьюториал». Дальнейшее развитие получили положения об организации тьюторства и использовании его потенциала с целью обеспечения качества образовательных услуг и повышения успешности соискателей высшего образования. The thesis proposes the solution of the scientific problem of the peculiarities revealing of the tutoring development in the conditions of higher education in Germany (creation of organizations, unions, foundations for the development of tutoring at national and international levels; preparation of tutors and their certification; intensification of scientific research in this field; publishing of the scientific and pedagogical works in leading issues; development of legal and regulatory documentation at national and institutional levels reflecting the main points and principles of the tutoring development and implementation in higher education; the development of forms and methods, as well as educational and methodological support of tutoring). It is shown that the potential of tutoring is used by higher educational establishments to address the challenges of the international activity expanding, implementation of an effective internal quality assurance system, ensuring that bachelor's and master's degree programs meet the requirements of the labour market and society, as well as student expectations. Tutoring is outlined as a scientific and pedagogical problem, covering the social, personal, cognitive dimension of learning, which is based on the theory and concepts, approaches to pedagogics, psychology, management. A retrospective analysis of the tutoring formation and development at Higher Educational Establishments of Germany in the international and national context is formed, influenced by the tendencies of internationalization of higher education, centralization and decentralization in the management of higher education, development of higher education quality assurance system, globalization and regionalization of higher education; detraditionalization of higher education. The specificity of the tutoring implementation at the institutional level of Germany is researched, which is reflected in elaboration of a strategy for the tutoring development at the university; organization of a structural unit work for the development of tutoring; establishment of student-tutor-teacher cooperation; training and continuous professional development of tutors and academic staff. The research proves that tutoring is implemented in the context of partnerships established between two higher education applicants, one of whom is a tutor and the other is a tutee, in order to form a constructive academic environment of the university, which realizes the student's educational, professional, personal, cultural development, also knowledge and skills necessary for successful mastery of the chosen specialty and adaptation of the student to the academic life of the university are formed and developed. The system of qualification and certification of tutors in Germany is characterized on the basis of special training, as well as advantages of tutoring for higher educational establishment (improvement of educational process practice, reduction of students enrolled due to failure, development of academic culture of higher educational establishment); for higher educational establishment staff (better understanding of students’ needs and interests, improvement of teaching methodology based on students' interests and needs, possibility of making changes in the organization of educational process, development of collegial learning); for students (establishment of close relationship between participants in the educational process, increase of motivation for learning, the development of collegial learning); for tutors (increase of motivation to study, self-improvement and professional development). The classification of tutors according to the functional purpose is presented: 1st semester or orientation tutors, subject tutors, tutors for academic writing development, e-tutors, language tutors etc. The specific features of their training at German higher educational establishments are described in order to form a complex of competences necessary for the establishment of effective communication, decisions making and ensuring the tutoring effectiveness, formation of a productive academic environment, effective planning, organization and use of resources, ensuring of all the participants well-being in the educational process; research performing; establishment of team and independent work, etc. Possibilities of the use of progressive ideas and tutoring experience development in Germany under the conditions of the university education of Ukraine are outlined. The comprehension of the concepts “tutoring”, “tutor”, “tutorial” is clarified. Provisions on the tutoring organization and its potential use gained further development in order to ensure the quality of educational services as well as to improve the success of higher education applicants.
  • Thumbnail Image
    Item
    Правова природа вищої освіти в Україні
    (Відкритий міжнародний університет розвитку людини «Україна», 2019) Парпан, Уляна Михайлівна; Гарасимів, Тарас Зеновійович; Відкритий міжнародний університет розвитку людини «Україна»; Святоцький, Олександр Дмитрович; Зозуля, Євген Вікторович; Турчак, Олександр Володимирович
    У дисертації здійснено загальнотеоретичний аналіз природи визої освіти. Визначено концептуальні основи методології пізнання визої освіти. Досліджено зміст та особливості вищої освіти як правового явища. Запропоновано авторське трактування змісту поняття «вища освіта» та розкрито основні властивості цього явища. Охарактеризовано чинники та закономірності, що зумовлюють засади формування вищої освіти. Розкрито моделі вищої освіти та проаналізовано їх зміст. Виокремлено моделі вищої освіти (західноєвропейська, центральноєвропейська, східноєвропейська та американська). Простежено динаміку розвитку вищої освіти в глобалізованому суспільстві. Охарактеризовано філософему та сучасну парадигму вищої освіти. Виокремлено та проаналізовано праксіологічну значимість вищої освіти для побудови громадянського суспільства та правової держави. В диссертации осуществлено общетеоретический анализ природы визой образования. Определены концептуальные основы методологии познания визой образования. Исследовано содержание и особенности высшего образования как правового явления. Запропоновано авторская трактовка содержания понятия «высшее образование» и рас-крито основные свойства этого явления. Охарактеризованы факторы и зако-номирности, обусловливающие основы формирования высшего образования. Раскрыто можели вишри образования и проанализированы их содержание. Выделены модели высшего образования (западноевропейская, центральноевропейская, восточноевропейская и американская). Прослежена динамика развития высшего образования в глобализированном обществе. Охарактеризованы философему и современную парадигму высшего образования. Выделены и проанализированы праксиологического значимость высшего образования для построения гражданского общества и правового государства. In the dissertation the general theoretical analysis of nature with the visa of education was carried out. The conceptual foundations of the methodology of knowledge of the visa of education are defined. The content and features of higher education as a legal phenomenon are investigated. The author's interpretation of the content of the concept «higher education» is proposed and the main features of this phenomenon are discussed. Characterized by factors and law-making, which determine the basis for the formation of higher education. The edges of education could be revealed and their content analyzed. Higher education models (Western European, Central European, East European and American) are distinguished. The dynamics of the development of higher education in a globalized society is traced. Characterized by the philosophy and the modern paradigm of higher education. The praxiological significance of higher education for the construction of civil society and the rule of law is highlighted and analyzed.
  • Item
    Інформаційне забезпечення управління навчальним процесом у вищих закладах освіти
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2014) Римар, Юрій Миколайович
    Дисертація присвячена дослідженню та формуванню інформаційного забезпечення управління навчальним процесом у вищих закладах освіти. Визначено теоретичні та прикладні засади формування інформаційного забезпечення вищого навчального закладу, зокрема забезпечення навчального процесу як основного виробничого процесу ВНЗ. Проведено аналіз функціональних можливостей інформаційного забезпечення управління навчальним процесом, представлена модель його збалансованої організації, запропоновано нові концептуальні підходи до підвищення якісного рівня контингенту вступників до ВНЗ, обгрунтовано доцільність створення єдиного державного реєстру первинних особових даних фізичних осіб з акцентом на спрощення їх використання в інформаційних системах. This research focuses on the formation and information management training process in higher educational institutions. Theoretical and practical bases of formation of information support of the university, particularly the educational process as the main production process of high school. The analysis of the functionality of the information support learning management presented its balanced model of proposed new conceptual approaches to improve the quality of the contingent of Admission, proved the feasibility of establishing a single state register of primary personal data of individuals with a focus on ease of use of these data in information systems. Диссертация посвящена исследованию и формированию информационного обеспечения управления учебным процессом в высших учебных заведениях. Определены теоретические и прикладные начала формирования информационного обеспечения высшего учебного заведения, в частности обеспечения учебного процесса в качестве основного производственного процесса вуза. В работе предложено определание понятия «учебный процесс» как совокупности организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию сущности образования согласно определенного образовательно-квалификационного уровня в соответствии с государственными стандартами образования. Осуществлен анализ функциональных возможностей информационного обеспечения управления учебным процессом, представлена модель его сбалансированной организации, предложены новые концептуальные подходы к повышению качественного уровня контингента поступающих в вузы, обоснована целесообразность создания единого государственного реестра первичных личных данных физических лиц с акцентом на упрощение использования этих данных в информационных системах, представлена разработанная автором комплексная информационная система автоматизации управления учебным процессом в высших учебных заведениях. В первом разделе «Теоретические и прикладные начала управления учебным процессом в контексте развития высшего образования» на основании исторического опыта проанализированы экономический фундамент, сущность и роль образования, рассмотрены информационные составляющие управления учебным процессом в высших учебных заведениях с учетом новых подходов к осуществлению образовательных реформ в процессе развития информационного общества путем расширения коммуникационных систем и развития информационных электронных ресурсов как в вузах в целом, так и при управлении учебным процессом в них. Механизм управления учебным процессом заключается в применении специализированных информационных систем, интегрирующих в себе такие функции менеджмента, как планирование, организация, мотивирование, контроль и регулирование. Во втором разделе «Анализирование использования информационных систем в вузах» намечены основные тенденции функционирования университетского высшего образования в период трансформирования экономики, дана аналитическая оценка системы управления учебным процессом в высших учебных заведениях, выполнен анализ системы коммуникаций в процессе информационного обмена между структурными подразделениями вуза, обоснована потребность всестороннего развития высшего образования на принципах формирования новой нормативно-правовой базы, что будет способствовать повышению уровня подготовки специалистов благодаря качественному управлению учебным процессом и его информационному обеспечению. Автор пришел к заключению, что современное высшее учебное заведение с информационной точки зрения представляет собой сложную иерархическую систему с разветвленными информационными связями между ее элементами и значительным объемом информационных потоков в них. Сложность управленческих решений, принимаемых при планировании учебного процесса в ВУЗах, требует их многовариантной проработки с выбором оптимального варианта, что возможно лишь при использовании современных компьютерных технологий управления и коммуникационных средств. В третьем разделе «Планирование и регулирование учебного процесса» освещены особенности формирования и функционирования механизма управления учебным процессом в высших учебных заведениях. В частности создана инфомационная модель сбалансированной организации учебного процесса, представляющая собой формализованное математическое описание построения расписания занятий, как результата стратегического и тактического планирования учебного процесса, предложены меры по усилению контроля за качественным составом поступающих в вузы путем внесения некоторых изменений в методику рассчета среднего балла школьного атестата, который наряду с результатами внешнего независимого оценивания знаний влияет на совокупный рейтинговый балл при поступлении, что будет способствовать улучшению дидактической составляющей учебного процесса. Также изложен опыт разработки и эксплуатации многоуровневой информационной системы автоматизации управления учебным процессом в вузе, приобретенный автором. При описании функциональных возможностей системы, состоящей из отдельных модулей (автоматизированных рабочих мест), соответствующих различным аспектам и этапам учебного процесса, обращено внимание на трудоемкий характер первичного ввода идентификационных данных физических лиц в информационные системы. В связи с этим предложено создание единого государственного реестра основных личных данных физических лиц на основании существующего Государственного реестра физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей.