Автореферати та дисертаційні роботи

Permanent URI for this collectionhttps://ena.lpnu.ua/handle/ntb/2995

Browse

Search Results

Now showing 1 - 2 of 2
  • Thumbnail Image
    Item
    Легітимність державної влади: співвідношення правових і моральних аспектів реалізації
    (Львівський державний університет внутрішніх справ, 2018) Коваль, Оксана Ярославівна; Цуркан-Сайфуліна, Юлія Василівна; Львівський державний університет внутрішніх справ; Зозуля, Євген Вікторович; Котуха, Олександр Степанович
    У дисертації здійснено комплексне досліження співвідношення правових і моральних аспектів реалізації легітимності державної влади. Розкрито основні теоретико-методологічні підходи щодо дослідження поняття легітимності у формально-правовому і політико-правовому вимірах та співвідношення з іншими поняттями. Проаналізовано форми юридичної репрезентації принципу легітимності влади. Проведено детальний аналіз особливостей легітимності влади в нормах і принципах права. Обгрунтовано основні морально-етичні поняття легітимності влади. Досліджено колізії переосмислення поняття легітимності влади і практичного здійснення в умовах глобалізації. Визначено перспективи взаємодії моральних і правових засад легітимності державної влади в інформаційному суспільстві. В диссертации осуществлено комплексное дослиження соотношение правовых и моральных аспектов реализации легитимности государственной власти. Раскрыты основные теоретико-методологические подходы к исследованию понятия легитимности в формально-правовом и политико-правовом измерениях и соотношение с другими понятиями. Определено, что легитимация - публичный процесс заверения, одобрение, оправдание или доказательства обоснованности и необходимости определенной социальной действия, статуса или учреждения. В политико-правовой сфере обоснованность и необходимость подчиняются высшему принципу - справедливости. Легитимность власти предполагает согласование ее действий с представлениями людей не только о справедливости, но также о законности и целесообразности. Именно поэтому легитимность следует рассматривать как степень адекватности институтов государственной власти, властных структур, а также конкретных лиц, носителей этой власти представлениям общества о упомянутые требования справедливости, законности и целесообразности. Проанализированы формы юридического репрезентации принципа легитимности власти. Раскрыто формы реализации репрезентации принципа легитимности власти. выделено две основные правовые формы легитимации власти: опосредованные (создание условия для легитимации государственной власти) и непосредственные (деятельность власти прямо направлена на ее легитимацию). К косвенным формам относим экономическую направленность на социальную сферу. Так, например, экономическое закрепление системы социально-экономических прав, установление минимального размера оплаты труда, все это, по сути, является системой правовых средств, обеспечивающих первичную доверие к государственной власти. Эти средства формальные, могут быть не столь существенными для формирования устойчивой доверия, однако роль права в этом процессе очевидна. Кроме того, в опосредованных форм принадлежит культурно-массовая пропаганда. Пропагандируя, правительство убеждает население в их полезности, он показывает свое значение, отмечает свой вклад. Политика легитимации власти как приобретение признания, доверия проводимой государством через систему социализации личности, сферы воспитания, образования, культуры. Проведен детальный анализ особенностей легитимности власти в нормах и принципах права. Обоснованы основные морально-этические понятия легитимности власти. Указано, что осуществление государственной власти в соответствии с установленными и принятых форм и норм, не является залогом того, чтобы государственную власть считать легитимной. Порядок приобретения легитимности, установленный государственной властью, также нуждается в морально-правового закрепления и общественного признания. В диссертации осуществлено комплексное дослиження соотношение правовых и моральных аспектов реализации легитимности государственной власти. Раскрыты основные теоретико-методологические подходы к исследованию понятия легитимности в формально-правовом и политико-правовом измерениях и соотношение с другими понятиями. Определено, что легитимация - публичный процесс заверения, одобрение, оправдание или доказательства обоснованности и необходимости определенной социальной действия, статуса или учреждения. В политико-правовой сфере обоснованность и необходимость подчиняются высшему принципу - справедливости. Легитимность власти предполагает согласование ее действий с представлениями людей не только о справедливости, но также о законности и целесообразности. Именно поэтому легитимность следует рассматривать как степень адекватности институтов государственной власти, властных структур, а также конкретных лиц, носителей этой власти представлениям общества о упомянутые требования справедливости, законности и целесообразности. Проанализированы формы юридического репрезентации принципа легитимности власти. Раскрыто формы реализации репрезентации принципа легитимности власти. выделено две основные правовые формы легитимации власти: опосредованные (создание условия для легитимации государственной власти) и непосредственные (деятельность власти прямо направлена на ее легитимацию). К косвенным формам относим экономическую направленность на социальную сферу. Так, например, экономическое закрепление системы социально-экономических прав, установление минимального размера оплаты труда, все это, по сути, является системой правовых средств, обеспечивающих первичную доверие к государственной власти. Эти средства формальные, могут быть не столь существенными для формирования устойчивой доверия, однако роль права в этом процессе очевидна. Кроме того, в опосредованных форм принадлежит культурно-массовая пропаганда. Пропагандируя, правительство убеждает население в их полезности, он показывает свое значение, отмечает свой вклад. Политика легитимации власти как приобретение признания, доверия проводимой государством через систему социализации личности, сферы воспитания, образования, культуры. Проведен детальный анализ особенностей легитимности власти в нормах и принципах права. Обоснованы основные морально-этические понятия легитимности власти. Указано, что осуществление государственной власти в соответствии с установленными и принятых форм и норм, не является залогом того, чтобы государственную власть считать легитимной. Порядок приобретения легитимности, установленный государственной властью, также нуждается в морально-правового закрепления и общественного признания. Государственная власть является легитимной только в случае обоснованности в общественном сознании установленных законом правил деятельности государственной власти и ее соответствия моральным принципам общества. Исследовано коллизии переосмысление понятия легитимности власти и практического осуществления в условиях глобализации. Дальнейшая оптимизация уровня легитимности государственной власти должна осуществляться, прежде всего, с помощью правовой оптимизации полномочий органов государственной власти и распределения их ответственности, предоставление сдерживания в деятельности законной формы. Смысл законодательного сдерживания как легитимации состоит в придании сложившимся границ деятельности государственного аппарата законной формы и обеспечении предсказуемости деятельности государственного аппарата в конкретных проявлениях действий органов государственной власти. Определены перспективы взаимодействия моральных и правовых основ легитимности государственной власти в информационном обществе. Определено, что что оптимизация уровня легитимности государственной власти должна осуществляться посредством развития институтов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, активизации институтов гражданского общества и свободы правового развития граждан в коммуникативной системе органов государственной власти и общества. При условии, что самостоятельность личности реально значима, тогда возможно формирование и укрепление гражданского общества. In the dissertation the complex investigation of the correlation of legal and moral aspects of the realization of the legitimacy of state power was carried out. The main theoretical and methodological approaches to studying the notion of legitimacy in the form of legal, political and legal dimensions and relations with other concepts are revealed. It has been determined that legitimation is a public process of certification, approval, justification or proof of the validity and necessity of a particular social action, status or institution. In the politico-legal field, the validity and necessity of obeying the highest principle - justice. Legitimacy of power involves reconciling its actions with the ideas of people not only about justice, but also about legality and expediency. That is why the legitimacy should be considered as the degree of adequacy of institutions of state power, power structures, as well as specific individuals, carriers of this power to the ideas of society about the above requirements of justice, legality and expediency. The forms of legal representation of the principle of the legitimacy of power are analyzed. The forms of realization of representation of the principle of the legitimacy of power are revealed. There are two main legal forms of legitimization of power: they are mediated (creation of conditions for the legitimation of state power) and direct ones (the activity of the government is directly aimed at its legitimation). By indirect forms include economic focus on the social sphere. For example, the economic consolidation of the system of socio-economic rights, the establishment of a minimum wage, all this, in essence, is a system of legal means that provide primary trust in state power. These funds are formal, may not be so significant to create lasting trust, but the role of law in this process is obvious. In addition, cultural forms of mass propaganda belong to indirect forms. Advocating, the government persuades the population in their usefulness, it shows its significance, notes its contribution. The policy of legitimizing power as gaining recognition, confidence is carried out by the state through the system of socialization of personality, education, education, culture. A detailed analysis of the peculiarities of the legitimacy of power in the norms and principles of law has been carried out. The basic moral and ethical concepts of the legitimacy of power are substantiated. It is noted that the exercise of state power in accordance with established and accepted forms and norms is not a guarantee that the state power is considered legitimate. The procedure for obtaining legitimacy, established by the state authorities, also requires moral and legal consolidation and public recognition. State power is legitimate only in the case of the validity in the public consciousness of the rules of state power established by law and its compliance with the generic principles of society. The collisions of rethinking the notion of the legitimacy of power and practical implementation in the conditions of globalization are investigated. Further optimization of the level of legitimacy of state power should be carried out, first of all, by legal optimization of the powers of state authorities and the distribution of their responsibilities, restraining in the legal form of activity. The meaning of legislative restraint as a legitimation is to add the established boundaries of the state apparatus's legal form and to ensure the predictability of the activities of the state apparatus in concrete manifestations of the actions of state authorities. The prospects of interaction of moral and legal principles of legitimacy of state power in the information society are determined. It has been determined that optimization of the level of legitimacy of state power should be carried out through the development of public control institutions on the activities of state authorities, the activation of civil society institutions and the freedom of legal development of citizens in the communicative system of public authorities and society. Provided that the independence of the individual is really significant, then the formation and strengthening of civil society is possible.
  • Item
    Сучасне розуміння справедливості в діяльності органів внутрішніх справ: теоретико-правове дослідження
    (Національний університет "Львівська політехніка", 2014) Федіна, Наталія Василівна
    У дисертації здійснено теоретико-правове дослідження сучасного розуміння справедливості в діяльності органів внутрішніх справ. Розкрито історико-правові аспекти ідеї справедливості як основоположної складової прав людини. Проаналізовано поняття, зміст, форми і види справедливості, а також такі її прояви, як свобода та рівність. Узагальнено основні наукові концепції справедливості в теорії держави і права. Здійснено сутнісний аналіз діяльності органів внутрішніх справ як особливої юридичної практики. Досліджено професіоналізм працівника ОВС як чинник забезпечення справедливості у правоохоронній діяльності. Висвітлено значення етичних норм, моральної культури та правової культури як чинника реалізації принципу справедливості в діяльності органів внутрішніх справ у сфері захисту прав людини.В диссертации проведено теоретико-правовое исследование современного понимания справедливости в деятельности органов внутренних дел. Раскрыты историко-правовые аспекты идеи справедливости. Обращено внимание на то, что издавна справедливость обозначала соблюдение правил, обычаев, традиций, а затем и норм права. Предложено с теоретико-правовой позиции рассматривать справедливость как важный для сохранения и развития общества ценностно-нравственный ориентир, критерий оценки политических и государственно-правовых явлений, который призван служить общему благу и отдельному человеку, решению правовых противоречий; будучи беспристрастной, истинной, правильной, она обосновывает правовое реагирование на ту или иную деятельность, предусматривает равенство перед законом и судом, равноправие, соответствие между целью законодателя и средствами ее достижения. Отмечено, что справедливость выражается в различных формах: правосознание, правовые нормы, правоотношения. Обоснована целесообразность выделения основных видов справедливости: моральная и правовая (юридическая). Моральную справедливость предложено понимать как отношение общественного мнения к поведению людей, деятельности общественных и государственных институтов. Нравственная справедливость определяет разумность или неразумность общественной жизни, правильность распределения благ, почестей, обязанностей, выгод и т.д. Доказано, что разграничивать правовую и юридическую справедливости представляется безосновательным, ведь в таком случае теряется смысл понятия справедливости. Термины «правовая» и «юридическая» по отношению к справедливости нужно трактировать как синонимы. Правовая (юридическая) справедливость определяет содержание и принципы права. Утверждая свободу и равенство как проявления справедливости, право приобретает глубокое значения, становится ценностью для отдельного человека, конкретной группы и общества в целом, открывает личности доступ к благам и выступает действенным средством ее социальной защищенности. Даже гуманные, демократичные и справедливые законы не изменят общества, если люди не будут жить по этим законам. Обобщены основные научные концепции справедливости в теории государства и права. Указано, что осмысление отечественных и зарубежных концепций справедливости позволяет в дальнейшем сформулировать приемлемую для нашего государства концепцию справедливости, соответствующую современным потребностям и возможностям украинского общества, которая будет способствовать решению сложных социальных проблем, стабилизации общества, достижению в нем социального согласия. Осуществлен анализ деятельности органов внутренних дел как особой правовой практики, осуществляемой в сфере права на профессиональной основе с целью получения правового результата, удовлетворения законных потребностей и интересов социальных субъектов в соответствии с требованиями законодательства. С позиции теории государства и права определены подходы по обеспечению справедливости в деятельности органов внутренних дел. Отмечено, что органы внутренних дел занимают одно из важных мест в системе государственных органов, целью деятельности которых является не только защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, но и активное содействие осуществлению принципов справедливости, законности и реальности в реализации гражданами своих прав и свобод. Исследован профессионализм сотрудника органов внутренних дел как фактор обеспечения справедливости в правоохранительной деятельности. Отмечено, что профессиональное правосознание работников органов внутренних дел является главным инструментом их деятельности, имеет свои особые условия, средства, методы формирования. Рассмотрена нравственная культура как основа формирования справедливости в деятельности органов внутренних дел. Определено значение этических норм и правовой культуры как фактора реализации принципа справедливости в деятельности органов внутренних дел в сфере защиты прав человека.The theoretical and legal investigation of the contemporary understanding of justice in the activities of the police has been conducted in the thesis. The historic and legal aspects of the idea of justice as a fundamental constituent of human laws have been disclosed. The concepts, contents, forms and kinds of justice, and its manifestations such as liberty and equality have been analyzed. Summarizes the main concepts of justice in theory of state and law. The author made a substantive analysis of police as a special legal practice. She has investigated the professionalism of policemen as a factor in ensuring fairness in law enforcement, has highlighted the value of ethical standards, moral culture and legal culture as a factor of the principle of fairness in the work of the Interior for the protection of human laws.