Ринково-орієнтоване планування виробництва продукції промислових підприємств
Loading...
Date
2012
Authors
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Національний університет "Львівська політехніка"
Abstract
Дисертація присвячена вдосконаленню теоретико-методичних підходів до
планування виробництва продукції промислових підприємств у ринкових умовах. У
роботі уточнено поняття «ринково-орієнтоване планування виробництва продукції»,
розвинено перелік та змістове наповнення етапів процесу розроблення та виконання
ринково-орієнтованого плану виробництва продукції. Розвинено методичні положення з визначення областей ризику та його
оптимізування в умовах ринку в залежності від виду планування із застосуванням
адекватних методів на кожному з етапів планування виробництва продукції.
Удосконалено метод формування сукупності збалансованих планів виробництва продукції, методичні положення зі стратегічного ринково-орієнтованого планування виробництва продукції промислових підприємств, а також розроблено метод поточного планування виробництва продукції промислових
підприємств в асортименті виробів на основі концепції конкурентного аналізу. The thesis is dedicated to the improvement of theoretical and methodological
approaches to the market-oriented production planning of industrial enterprises. The
concept “market-oriented production planning” is determined, a general scheme of the development process and implementation of the production plan is developed. A methodological approach for determining the risk and optimizing the risks for strategical, current as well as operative and calendar planning using adequate method for each stage of developing and implementing the production plan is evolved. A method of forming the totality of balance with operating life and coordinated in time with production plans, a methodical approach for strategical planning the industrial enterprises production in conditions of insufficient information definiteness is improved as well as a method of current planning the industrial enterprises production in assortment of
products on the basis of the competitor analysis conception are developed. Диссертация посвящена усовершенствованию теоретико-методических подходов к рыночно-ориентированному планированию производства продукции промышленных предприятий.
Подытоживая различные подходы к планированию продукции в условиях рынка, предлагается формулирование понятия «рыночно-ориентированное планирование производства продукции» как процесса, направленного на
определение целей и направлений производственной деятельности предприятия в
условиях конкуренции путем сопоставления его ресурсных возможностей и требований рынка относительно потребностей потребителей.
На основании исследования разных видов планирования сделан вывод о необходимости последовательного согласованного сочетания таких видов планирования, как стратегическое и тактическое. Тактическое планирование
охватывает текущее и оперативно-календарное. Разработка методики рыночно-ориентированного планирования производства продукции является актуальной и сложной задачей, которая охватывает стратегическое, текущее и оперативно-календарное планирование. Выполненное в диссертации обобщение научных публикаций дало возможность сформулировать
основные этапы разработки и выполнения плана производства (разработка концепции плановых рассчетов, выбор технологии планирования производства продукции, формирование информационной базы, рассчет индикаторов плана, выполнение плана, анализирование выполнения плана и его коректировка),
характерные для каждого вида планирования и определить источники экономического риска для каждого из этапов. С учетом особенностей
стратегических, текущих и оперативно-календарных планов предлагается
осуществлять стратегическое планирование с помощью методов эконометрического
моделирования (использование симультативных моделей), текущее – с помощью методов оптимального планирования, а оперативно-календарное – посредством алгоритмов прямых расчетов. При разработке методических положений по рыночно-ориентированному
планированию важным является выявление и учет основных проблем деятельности
промышленных предприятий Украины, факторов влияния и источников риска при построении моделей планирования производства продукции. В дисертации исследованы основные виды рисков планирования продукции, характерные для промышленных предприятий. С учетом того, что производство продукции, при
котором происходит преобразование ресурсов, характеризуется риском полной или
частичной потери этих ресурсов либо получением доходов на уровне ниже, чем
ожидалось, сделан вывод о том, что наиболее характерной классификацией рисков
при рыночно-ориентированном планировании продукции является их разделение за
уровнем допустимых потерь. Статистический анализ распределения рисков позволил предложить трехуровневую классификацию областей риска и выделить области минимального, допустимого и критического риска. Такой подход обусловлен необходимостью четкого разграничения областей риска с установлением минимального количества их градаций. В диссертации определены источники риска, распределение областей риска по этапам разработки и выполнения стратегического, текущего и оперативно-календарного планов, а также методы их оптимизации на каждом из этих этапов. Установлены наиболее эффективные
методы оптимизации риска, а именно: информационная технология “data mining” и
маркетинговая технология “benchmarking” – при стратегическом планировании; методы конкурентного анализа и многоцелевой оптимизации – при текущем планировании; методы оптимального использования ограниченных производственных ресурсов и оптимизации бизнес-процессов – при оперативно-календарном планировании.
Последовательное формирование совокупности сбалансированных по ресурсам и согласованных во времени планов производства продукции основывается на использовании кривых жизненного цикла товаров, информационной технологии “data mining”, маркетинговой технологии “benchmarking” и экономико-
математических моделей оптимального планирования производства продукции.
При стратегическом рыночно-ориентированном планировании объемов производства продукции предлагается использовать разработанную
симультативную модель, которая устанавливает соответствие между объемами производства и реализации продукции с учетом финансовых возможностей осуществления товарно-технологических инноваций. Разработанная оптимизационная модель формирования текущего плана производства продукции включает ограничения на производственные мощности
предприятия с учетом возможности их расширения, на эффективность использования материальных и человеческих ресурсов, на структуру ассортимента и удельный вес производства продукции разных видов, на спрос потребителей на отдельные виды и ассортиментные группы продукции. При построении моделей подобного класса впервые применена концепция конкурентного анализа,
обеспечивающая сравнение конкурентоспособности продукции конкретного
предприятия с продукцией предприятий-лидеров отрасли в пределах одной экономико-математической модели. Внедрение разработанных за результатами исследования моделей оперативно-календарного планирования производства продукции обеспечивают согласованное функционирование производственных подразделений при оптимальном использовании ресурсов в условиях неопределенности и риска.
Description
Keywords
ринково-орієнтоване планування, ризик, сукупність планів, конкурентний аналіз, оптимальне планування, market-oriented planning, risk, totality of plans, competitor analysis, optimal planning, рыночно-ориентированное планирование, риск, совокупность планов, конкурентный анализ
Citation
Свірська О. Б. Ринково-орієнтоване планування виробництва продукції промислових підприємств : автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук : 08.00.04 – економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності) / О. Б. Свірська ; Національний університет “Львівська політехніка”. - Львів, 2012. - 24 с.